Доходность инвестиций в недвижимость зависит от объекта, стратегии, качества управления.
Любой инвестор в недвижимость несёт следующие основные риски:
- риск ликвидности (невозможность быстро продать актив),
- кредитный (риск неисполнения обязательств третьими лицами),
- рыночный (риск снижения стоимости актива, который для недвижимости является довольно низким, но не нулевым),
- правовой (изменение законодательства, системы налогообложения и т. п.),
- страновой (внезапные глобальные изменения экономического, политического, социального характера).
Снизить их позволяет широкая диверсификация, включение в свой инвестиционный портфель объектов из разных сегментов, локаций, разной степени готовности.
При инвестировании через ЗПИФн или путём заключения договора доверительного управления к перечисленным добавляются
риски, связанные с деятельностью управляющего. Минимизировать их можно, доверяя деньги надёжной УК, успешно работающей на этом рынке долгое время.
Обычно более высокая доходность инвестиций подразумевает и более высокие риски. Но и самые надёжные вложения (например, в готовые объекты с долгосрочными арендаторами) не гарантируют полной безопасности для капитала.
События последних лет показали, как макроэкономические и геополитические события могут влиять на рынок недвижимости. Застраховаться от них полностью невозможно, однако при выборе объекта и стратегии стоит учитывать свою готовность к потерям:
- вложения в строящиеся здания сопряжены с максимальными рисками, но могут принести высокую доходность после ввода в эксплуатацию;
- инвестиции в торговые помещения, подлежащие реконструкции или реконцепции, менее рискованны, но и потенциально и менее доходны;
- площади, заполненные арендаторами – консервативный вариант с низкими рисками, который позволяет получать регулярный доход почти сразу после покупки.
Для торговых объектов ключевым фактором, влияющим на интерес арендаторов и покупателей, является высокая проходимость. Поэтому для аптеки или продуктового магазина важно наличие рядом жилых домов, для торговли сувенирами – близость туристических мест, а для ТРЦ – удобная парковка.
Инвестировать лучше в небольшие помещения формата стрит-ретейл, которые не будут простаивать. Часто арендуют объекты площадью 50-150 кв. м, а вот на помещения свыше 500 кв. м спрос невелик и составляет всего 5% от общего объёма.