Ассортимент разновидностей и параметров недвижимости, стилей инвестирования в нее дает инвесторам практически неисчислимое количество вариантов формирования параметров риск/доходность. Чтобы окончательно определить параметры этого соотношения, которые инвестор принимает в качестве аллокации своего капитала в таком классе активов, как
коммерческая недвижимость, необходимо сформировать точку отсчета
процесса инвестирования. Эта точка отсчета (своего рода «t-0») – это основанная на макро- и рыночных показателях
инвестиционная стратегия (Investment Strategy), представляющая собой комплекс параметров будущих вложений капитала инвесторов (
Таблица 1).
Самым значимым атрибутом стратегии является
стиль инвестирования, поскольку свойственные для стиля характеристики формируют основные целевые параметры будущих приобретений. Зачастую стиль инвестирования определяет даже наименование стратегии в целом. Между тем, стратегия может реализовывать, например, несколько стилей, то есть быть смешанной; или содержать такие условия, которые в корне меняют стиль стратегии, как правило, на более рисковый. Так, например, российские рынки рассматриваются иностранными инвесторами как рисковые, и фонд, инвестирующий в России даже в прайм-локациях (
например, в бизнес-центры класса А в Москва-Сити) для капитала, номинированного в долларах США с высоким уровнем плеча, будет Opportunistic-фондом.
В целом, инвестиционная стратегия – это совокупность атрибутов, представляющих собой набор аллокаций (allocation) или экспозиций (exposure) в некоторый комплекс рисков, определяющих по существу ожидания потенциальной
доходности, ключевые из которых:
- рыночные риски как макроэкономического характера, так и уровня активов (рынка), привязанные к географической и секторальной аллокации;
- специфический риск целая группа рисков, связанных с определенными инвестиционными активами, представленными в виде конкретных объектов недвижимости;
- риск плеча уровень кредитного долга, используемый для дополнительного финансирования инвестиций и определяемый в виде доли такого финансирования от валовой стоимости активов;
- операционный риск, особенно характерный для нишевых секторов недвижимости, где управление активами и объектами требует специальных знаний.
Чем большим капиталом располагает инвестор, тем более вероятно, что он может разработать и реализовать собственную инвестиционную стратегию. Вместе с тем, даже для крупного капитала в большинстве случаев требуется профессиональная экспертиза, чтобы стратегия действительно отражала профиль такого инвестора, даже если она индивидуальна.
Для относительно небольшого капитала оптимальный путь – присоединение к стратегии, реализованной профессиональным
инвестиционным управляющим в виде инвестиционного механизма (например, фонда). Присоединившись к нескольким стратегиям (фондам), такой инвестор диверсифицирует свои риски внутри этого класса активов на собственном уровне. Содержание инвестиционной стратегии конкретного фонда отражается в первую очередь в его Бизнес-плане и далее анонсируется в инвестиционно-маркетинговой документации, например, в Меморандуме о частном размещении (Private Placement Memorandum, PPM), если это фонд частного капитала; или в Проспекте фонда (Fund Prospectus), если фонд публичный (торгуемый). Меморандумы и проспекты – очень объемные документы, информация о стратегии, будучи ключевой, обязательно переносится в презентации инвесторам (Investor Presentation), и более мелкие презентационные материалы: тизеры (Teasers), информационные листки (Fact Sheets) и т.п.
Следует отличать
инвестиционную стратегию фонда от его
инвестиционной декларации, которая определяет уже юридические способы инвестирования в рамках стратегии: через прямую покупку собственности, или через приобретение долей/акций имущественных компаний и/или акционерные займы. Инвестиционная декларация – самостоятельный раздел уже юридического документа – договора с инвестором (например, правил управления фондом, или соглашения о партнерстве, или иного).