На рынке складской недвижимости наступило затишье, пришедшее на смену ажиотажному спросу и агрессивному росту арендных ставок, говорят опрошенные Forbes эксперты. Относительно будущего сегмента они сильно разошлись во мнениях: одни прогнозируют полноценное охлаждение, снижение ставок и заметный рост доли вакантных площадей, другие же считают, что «замирание» на рынке временно и на смену ему вскоре снова придет рост.
Холодная осень
Осенью 2024 года участники рынка начали говорить об охлаждении спроса. «Снижение спроса на складские площади, действительно, стало заметно примерно с ноября, — говорит партнер NF Group Константин Фомиченко. — Триггером послужило повышение ключевой ставки. В условиях удорожания кредитов многие игроки приостановили планы по расширению и начали пересматривать стратегии, сфокусировавшись на оптимизации уже занятых площадей. В результате на рынке сформировалась дополнительная вакансия, что привело к стабилизации ставок аренды и прекращению аукционов за каждый свободный метр, которые еще недавно были признаком дефицита предложения». О практике проведения аукционов и ультимативном повышении ставок на рынке складов ранее писал Forbes.
В конце 2024 года стало известно, что компания «СберЛогистика» разрывает договоры аренды складов, что еще сильнее подогрело разговоры о снижении спроса на склады. «Ситуация с компанией «СберЛогистика» спровоцировала дискуссии о возможном охлаждении рынка складской недвижимости», — констатирует коммерческий директор 3PL-оператора NC Logistic Игорь Ковальчук.
Возможный спад спроса нашел отражение в прогнозах на 2025 год: IBC Real Estate прогнозируют снижение сделок со складами в Московском регионе на 19,7%, до 2,5 млн кв. м, NF Group — на 20%, до 2 млн кв. м, Remain — на 22%, до 2,2 млн кв. м. Таким образом, в случае реализации прогнозов спрос может вернуться к уровню 2021 года, который IBC Real Estate оценивал в 2,76 млн кв. м, а NF Group — в 2,6 млн кв. м (все перечисленные исследования есть в распоряжении Forbes).
«Особенность 2025 года заключается в «навесе» запланированного в 2024 году предложения, которое, по прогнозам, будет превышать спрос, — отмечает директор департамента складской и промышленной недвижимости Remain Александр Федоров. — Именно с этим и связано охлаждение и приземление рынка».
Понастроили
Одновременно со снижением спроса на складском рынке ожидается большой ввод новых складских площадей. Ряд опрошенных экспертов отмечают, что заявленный ввод может не реализоваться в полной мере в 2025 году.
«5,3 млн кв. м — это объем строительства, который заявлен в этом году, — отметил член совета директоров, руководитель департамента по работе со складскими и производственными помещениями IBC Real Estate Евгений Бумагин в ходе выступления на пресс-мероприятии, на котором присутствовал корреспондент Forbes. — Это очень много, что-то такое было в 2015 году, и это привело к резкому обвалу ставок. Мы очень консервативно оцениваем цифру реального ввода в 2,2 млн кв. м, из которых 900 000 кв. м — это строительство под конкретного заказчика, 450 000 кв. м — строительство в сегменте light industrial, 700 000 кв. м — объекты, строящиеся спекулятивно и 150 000 кв. м — объекты, возводимые для собственных нужд. Между объемом заявленных проектов и нашим прогнозом большая разница — 3 млн кв. м, и если хотя бы 1–1,5 млн кв. м из этой разницы будет введено, это приведет к резкому росту вакансии, остановке роста ставок аренды и возникновению конкуренции за арендатора». Остальные эксперты Forbes разошлись в оценке объема заявленного строительства: региональный директор департамента складской и индустриальной недвижимости Nikoliers Виктор Афанасенко и старший директор, руководитель отдела складской и индустриальной недвижимости CORE.XP Антон Алябьев оценили заявленный ввод в 5,4 млн кв. м, Фомиченко из NF Group — в 7,7 млн кв. м.
«Прогнозируемые консультантами 7,7 млн кв. м новых складов для рынка, объем которого 50 млн кв. м — это очень много, — отмечает заместитель генерального директора управляющей компании MLP Глеб Белавин. — За такую активность отвечает человеческий фактор. В какой-то момент все кинулись торговать на маркетплейсах, потом создавать транспортные компании, а в данном случае — строить склады, соблазнившись рассказами о высоком спросе и ставках. Заморозить проекты можно, но только если сама стройка еще не началась, а когда уже есть фундамент и колонны, поздно останавливать стройку. Поэтому я думаю, что изрядная доля этих проектов на рынок все-таки выйдет. А дальше произойдет то же самое, что и с транспортными компаниями — хаотичный выход больших объемов на рынок и дисконты». О последствиях выхода на рынок автомобильных грузоперевозок большого числа новых игроков ранее писал Forbes.
«Доля спекулятивных проектов разнится от рынка к рынку, — описывает структуру нового строительства Алябьев из CORE.XP. — Например, в Москве из ожидаемых к вводу в 2025 году 2,4 млн кв. м 51% приходится на спекулятивные проекты. Конечно, часть из них может пополнить вакантное предложение, что отразится на доле свободных площадей, мы ожидаем роста этого показателя до 2–2,5%. В регионах же основа ввода (до 80%) — built-to-suit проекты».
В Московском регионе на 2025 год запланирован ввод новых складских площадей общей площадью 1,99 млн кв. м, из них 56,6% или 1,126 млн кв. м приходится на спекулятивное строительство, подсчитал директор департамента складской недвижимости инвестиционно-консалтинговой компании Ricci Дмитрий Герастовский. В спекулятивных объектах 20,4% площадей на данный момент законтрактовано, уточняет он.
Каких объемов может достичь вакансия к концу 2025 года? По итогам 2024-го в оценках всех аналитиков она оставалась на уровне менее 1%, однако прогнозы на 2025 год разнятся. Ricci прогнозирует 1% Remain — 1,3%, IBC Real Estate — 2,5%, максимальный прогноз дает NF Group — 7%, но при условии ввода всех заявленных проектов. Все перечисленные прогнозы относятся к Московскому региону.
Объем рынка Московского региона на конец 2024 года достигал 25,9 млн кв. м (по оценке NF Group). Таким образом, даже без учета нового строительства вакансия в 2% в натуральном выражении к концу 2025 года составит примерно 520 000 кв. м против 180 000 кв. м годом ранее; с учетом же нового строительства объем вакантных площадей может достичь 2 млн кв. м в Московском регионе и 4 млн кв. м по всей России. По версии IBC Real Estate, существующий объем московского рынка больше — 31,7 млн кв. м, и вакансия 2,5% соответствует 790 000 кв. м против 470 000 кв. м (1,5%) на конец 2024 года.
Не пригодилось
К чистой вакансии постепенно добавляются площади, предлагаемые в субаренду, говорят эксперты. Частично это связано с изменениями структуры импорта, в которой снижается доля потребительских товаров, о чем ранее писал Forbes.
Представители логистических компаний подтверждают появление свободных площадей у части арендаторов. «Сейчас покупательная способность снижается, что может сказаться на объемах формируемых запасов», — отмечает директор производственного департамента Boxberry Андрей Соколов.
«Некоторые ретейлеры снижают объемы поставляемых товаров, в том числе в связи с ростом закупочных цен, кредитных ресурсов и логистики, — добавляет коммерческий директор логистического оператора «Молком» Евгений Смирнов. — В то же время ряд наших клиентов, напротив, просит расширить долю зарезервированных площадей».
«Многие владельцы стоков стремятся сократить их объем, увеличивая оборачиваемость продукции на складах, что позволяет снизить размер финансовой нагрузки на бизнес, — констатирует руководитель отдела развития бизнеса FM Logistic в России Артем Хомышин. — Данный тренд наблюдается на рынке уже несколько месяцев с момента последнего повышения ключевой ставки. Как следствие, на рынке появляются предложения по субаренде ряда складских объектов».
Некоторые участники рынка складской недвижимости тоже зафиксировали рост предложения субаренды.
«На данный момент в субаренду в Московском регионе доступно около 85 000 кв. м площадей, что в три раза превышает показатель, зафиксированный в конце прошлого года», — подсчитал Афанасенко из Nikoliers. Реальное предложение площадей может быть и больше, добавляет Белавин из MLP. «Возможно, у людей есть эти пустые полки, но они не заявляют в субаренду в открытую, то есть не приходят к брокеру и не говорят: «Сдай», — уточняет он.
«Снижение импорта потребительских товаров действительно сказалось на заполненности сухих складов, — заключает CEO индустриального агентства Herzen Ярослав Туа. — Если летом 2023 года загрузка полочных мест у отдельных операторов достигала 85–90%, то к началу 2025-го показатель снизился до 70–75%, а в некоторых сегментах (за пределами маркетплейсов) — еще ниже. Это не массовый выход арендаторов, а следствие падения товарооборота: меньше товаров — ниже оборачиваемость — меньше складских запасов».
Беспощадные ставки
Возможность роста доли вакантных площадей может привести к снижению ставок аренды складов, полагают собеседники Forbes. За последние годы аренда складов дорожала, значительно опережая уровень инфляции. По оценке Remain, за 2024 год ставки аренды существующих складов выросли на 41%, до 12 000 рублей за квадратный метр в год, по оценке IBC Real Estate — на 43,6%, до 12 800 рублей, NF Group — на 41,17%, до 12 000 рублей за «квадрат» в год. Для сравнения, инфляция в 2024 году составила 9,52%, а ключевая ставка выросла на 31,25% или 5 п. п., до 21%.
«В прошлом году складской рынок оказался перегрет из-за высокого спроса на складские площади, — объясняет тенденцию сооснователь и партнер Bright Rich | CORFAC International Виктор Заглумин. — Помещения искали не только компании, планирующие расширение, но и арендаторы, которым собственники стали массово объявлять о повышении ставок по заключенным договорам в два-три раза. Для владельцев логопарков это был вынужденный шаг, поскольку прописанная в заключенных до 2022 года договорах индексация ставок не позволяла им приблизиться к рыночным показателям. В результате компании, которые отказались платить более высокую стоимость аренды, стали искать альтернативные варианты. Конкуренция за складские площади в определенный момент была столь высока, что на некоторые объекты было 15–20, а иногда и 30 потенциальных претендентов». Многие из опрошенных экспертов отмечают, что текущий уровень ставок аренды стал для арендаторов непосильным и наравне со стоимостью кредитов является причиной снижения спроса. «Уменьшение количества новых арендных сделок будет обусловлено не столько снижением запросов, сколько неготовностью арендаторов платить по текущим ставкам», — говорит управляющий партнер IBC Global Станислав Ахмедзянов.
На ажиотажный спрос на фоне дефицита сослались большинство собеседников Forbes. Вакансия уже выросла: по оценке IBC Real Estate, на конец 2024 года она составляла 1,5%, а к середине марта 2025-го выросла до 2,2%.
Собственники складов при этом уверены, что рост вакансии будет умеренным, а ставки вырастут либо останутся на прежних уровнях.