Минимум движений
Основными (и даже сегодня практически не освоенными) нишами для вендингов остаются места, где собственник хочет предоставить клиентам дополнительную услугу или удобство, но не хочет связываться с лишним и непрофильным персоналом, соглашается Рубен Канаян. «Апарт-отели, салоны красоты, коворкинги, фитнес-клубы, локации, куда трудно набрать персонал из-за удаленности, – перечисляет эксперт. – Здесь вспоминаются трассовые заправки и магазины АЗС, с которыми мы много работали. Есть места, где магазин и кафе на АЗС очень востребованы, например, на середине пути между населенными пунктами. Но возить туда сотрудников крайне дорого, а продавцы просто боятся работать в ночную смену посреди пустынной местности. В России это Забайкальский край, в Казахстане – Хобдинский район, где вдоль трассы можно встретить много орлов, и – ни одного человека».
Электра Электра, управляющая вендингами ВкусВилл: Более 500 вендингов ВкусВилл установлены в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Казани и Сочи (Красная Поляна). Внутри мы называем свой проект «ВкусВилл в труднодоступных местах», ведь аппараты стоят там, где никакой другой бизнес не сможет обеспечить людей нужными продуктами. Для себя мы определили, что наиболее перспективные локации – транспортно-пересадочные узлы (ТПУ), вокзалы, учебные заведения, офисы.
Вендинги ВкусВилл работают как конструктор под самые разные потребности покупателей, всё зависит от точки. Есть автоматы с перекусами, а есть с полным рационом: первое, второе, третье и компот. Всего в ассортименте проекта около 160 товарных позиций, как продукты под СТМ, так и товары специально для вендинга ВкусВилл. Среди безусловных лидеров по продажам различные сэндвичи, зефир воздушный, ирис с орехом кешью, чак-чак и вода.
Сегодня приоритетные направления для развития Вендингов ВкусВилл — расширение сотрудничества с операторами торговых автоматов, освоение новых типов локаций и выход в регионы.
Рубен Канаян перечисляет недостатки торговых автоматов, с которыми игрокам пока так и не удалось справиться. Во-первых, они работают медленно и годятся в основном для того, чтобы купить только один товар. Если же покупатель хочет купить несколько, это реально долго и сложно, гораздо сложнее, чем в условном ларьке с продавцом. То есть для комплексной покупки автоматы не годятся. «Как только любой автоматизированный процесс начинает напрягать потребителя, он предпочитает им не пользоваться, а всё-таки переложить задачу на плечи персонала – примером может служить самостоятельная сдача багажа в аэропортах, – поясняет эксперт. – Второй недостаток – место для выкладки и его цена. Если сравнить установочные метры под торговые автоматы и обычное оборудование с товаром, то на обычных стеллажах умещается в разы больше. Продажи на площадь у автоматов получаются низкие, а эффективность площади в ритейле очень важна. Ну а третий недостаток автоматов такой же, как у узкоспециализированного монобрендового магазина: мало выбора, иногда вообще – один товар, один бренд. Если покупателю именно этот товар не нравится, он его игнорирует, как линзы определенной марки. Таким образом, для нормальной работы в ресурсной зоне должно быть достаточное количество потребителей именно этого товара и бренда».
Алексей Попиков, директор департамента торговых центров Becar Asset Management: Лично я недолюбливаю вендинговые аппараты. В первую очередь, потому что они забирают трафик и выручку у традиционных магазинов. Плюс – зачастую то, что продается в вендинге, стоит даже дороже. Поэтому востребованы они, пожалуй, только там, где нет поблизости обычных магазинов. Например, на пляжах. Что касается вендинговых аппаратов с едой, то они хороши там, где есть рядом микроволновка. Скажем, в офисе. А в подземном переходе, например, это не очень удобно, потому и не востребовано.
Ну а единственный хороший пример вендинга в ТЦ, который, например, работает в нашем торговом центре «Смайл», касается аппарата с цветами. Продажа цветов – это достаточно специфический бизнес. И если цветочные магазины в нашем ТЦ работали плохо, то вот вендинговый аппарат оказался достаточно успешным.
Ешь и иди
Между тем, в последние полтора года в Москве появились сразу несколько заметных и относительно непрофильных ранее для сегмента вендинговых проектов – с ланч-боксами, блинами, пельменями, супами. «Но еда – всегда риски с точки зрения санитарных норм, особенно это касается скоропортящихся продуктов, – напоминает Ляля Тереньтева. – Я видела этот вендинг с пельменями и мне очень интересно, как долго они будут продолжать размещение. На мой взгляд, неоднозначное и неоправданно рискованное решение».
Гузель Гумерова соглашается: аппараты с едой требуют строгого соблюдения условий хранения продуктов, что увеличивает стоимость эксплуатации. К тому же, в России в принципе пока не развита культура потребления еды из автоматов: покупатели, по её словам, больше доверяют обычным кафе и ресторанам. «Опыт с автоматами, продающими блины и пельмени в московском метро, интересен, но пока это скорее эксперимент, чем массовое явление», – резюмирует г-жа Гумерова.
Рубен Канаян подчёркивает: в случае с едой в автоматах нужно особенно тщательно выбирать место и оценивать целевую аудиторию. «Блины и пельмени в переходе – похоже на юмор, – поясняет он. – А почему? Да их же просто физически невозможно съесть на ходу! Все продукты по способу употребления можно условно разделить на «однорукие» и «двурукие». «Однорукий» продукт можно съесть по пути, примерами могут служить сосиска в тесте, пирожок, шаурма. Пончики уже держат двумя руками (в одной пончик, в другой пакет). Суп, пельмени, лапша, блины требуют же не только двух рук, но и места, где их можно съесть. И, кстати, места, куда выбросить упаковку, на улице может не оказаться урны поблизости. Поэтому такие продукты, как готовые блины, супы и пельмени нужно продавать там, где есть зона посадки. Как вариант, автомат с едой должен находиться достаточно близко от места, где ее съедят. Например, от офиса, где еду можно разогреть в микроволновке и съесть в нормальных условиях. Если же автомат стоит далеко, он проигрывает конкуренцию обычным форматам ритейла. По той же причине в пончиковых ларьках на трафике не особо пошли пончики, облитые сиропом. Можно купить их домой по пути, но количество таких покупателей в разы меньше, чем тех, кто хочет съесть продукт прямо сейчас. А автоматы с едой вполне нормально работают там, где поблизости есть место для приема пищи: стол, стул или хотя бы стойка. Никого уже не удивляет, что на фудкорте в ТЦ напитки надо наливать самим (в некоторых фаст-фудах, в том числе сетевых). И непосредственно на территории фудкорта могут стоять автоматы. Равно, как и в супермаркетах, магазинах у дома, в магазинах АЗС».
Нужные – не нужные
Коммерческая привлекательность вендинга достаточно высока, уверена Марина Толстошеева. «При использовании, по сути, мест общего пользования, которые нельзя сдать в аренду никаким иным образом, арендная плата – в несколько раз выше средних ставок в объекте, – поясняет эксперт. – Кроме того, собственники коммерческой недвижимости весьма заинтересованы в размещении таких арендаторов, которые дополняют инфраструктуру проекта. Ну и зачастую не требуется каких-то специальных условий и постоянного мониторинга со стороны владельца».
В основном вендинг арендует площадки на фиксированной основе. Гораздо реже собственник готов рассматривать процент от продаж или бартерное размещение, когда взамен предоставляются рекламные услуги, или доступ администрации к бесплатным услугам и товарам арендатора, добавляет г-жа Толстошеева. Окупаемость же, по её словам, может быть очень быстрой, от нескольких месяцев, если правильно оценена локация и потенциальный трафик. «Но в каждом конкретном случае операторов вендинга интересует наличие конкурентов и общий охват потенциальных покупателей, – подчёркивает она. – Если эти данные соответствуют или превосходят расчетные значения, то бизнес становится очень прибыльным. Далее задача состоит в эффективном управлении ассортиментом и сокращении влияния конкурентов. При этом конкуренция в автоматном бизнесе весьма высока: часто можно увидеть несколько однотипных вендинговых аппаратов разных арендаторов, расположенных в одном месте».
Собственники коммерческой недвижимости весьма заинтересованы в установке вендинговых автоматов, соглашается Гузель Гумерова. «Для торговых центров, таких, как наш «Аструм-Видное», они являются отличным способом использовать небольшие площади, которые не подходят для традиционных арендаторов, – продолжает г-жа Гумерова. – Это помогает нам увеличивать арендопригодную площадь и получать стабильный доход. И, конечно, автоматы повышают удобство объекта для посетителей, что способствует увеличению времени пребывания в торговом центре. Мы предпочитаем фиксированную арендную плату за установку вендинговых автоматов. Это позволяет избежать сложностей с отслеживанием продаж и упрощает договорные отношения».
Роман Кокорев говорит, что в своих торговых центрах его компания использует «различные варианты сотрудничества». Наиболее распространенные схемы включают фиксированную арендную плату и процент от товарооборота. Выбор конкретной схемы зависит от особенностей локации, ожидаемого трафика и других факторов. «Интересные конструкции всегда привлекают внимание, уникальность вендинга может даже привлечь дополнительную аудиторию», – добавляет Ольга Ли. «Но в своих ТРЦ планируем постепенно сокращать количество вендинговых аппаратов в пользу островных арендаторов, – парирует Ляля Тереньтева. – Сейчас нам часто приходится отказывать потенциальным арендаторам, поскольку просто не видим необходимости в установке автоматов. Исключения составляют те операторы, которые, например, совершенствуют гостевой сервис для посетителей. Так, в ТРЦ «Планета» в Перми и Красноярске есть вендинг по химчистке и ремонту обуви. И он, судя по росту количества заказов, пользуется спросом.
Сергей Черноусов, коммерческий директор девелопера и оператора сервисных офисов полного цикла Business Club: Сегодня ни один объект, какого бы класса он ни был, не обходится без торговых автоматов, и разница заключается лишь в их наполнении: будет ли это вендинг с традиционными снеками или здоровой едой, зависит от портрета арендатора комплекса. Могут быть классические аппараты с готовой едой и напитками, а могут – интегрированные системы с канцтоварами или техникой, которую сотрудник получает по персональной корпоративной карте.
Мы предлагаем данную опцию своим резидентам бесплатно. Количество аппаратов и их наполнение прописывается в договоре SLA. Как правило, клиенты наших сервисных офисов хотят иметь на арендуемой площади не менее двух, а иногда и более вендинговых аппаратов в зависимости от площади и планировочных решений пространства.
Так, например, площадка OZON площадью 24,6 тыс. кв. м в БЦ «Искра-Парк» насчитывает 16 вендингов с самым разнообразным наполнением – готовая еда, снеки, мороженое. Опция здесь является приятным бонусом в дополнение к имеющимся в сервисном офисе полноценным столовым и кофе-пойнтам, укомплектованным техникой.
Гвозди из будушего
Гузель Гумерова ожидает, что рынок вендингов в России будет расти, как минимум, на 10-15% в год. Однако для хорошей окупаемости нужно устанавливать много автоматов, а не ограничиваться единичными проектами, уточняет эксперт. «Государству не нужно делать что-то особенное, просто создать условия, – рассуждает г-жа Гумерова. – Бизнесмены сами придут в свободную и перспективную нишу, освоят, привлекут покупателей, сформируют правильное отношение и поднимут продажи. Сегодня логика развития российской торговли только подошла к стадии, когда крупные игроки начали присматриваться к новым форматам продаж. Так что и в этот сегмент постепенно будут заходить все более крупные интересанты; именно они изменят отношение потребителей к аппаратам, грамотно выстроив маркетинговые коммуникации и повысив доверие. Например, такой проект запустила сеть «ВкусВилл», и он, несомненно, будет популярен, поскольку всем известна продукция ритейлера и её качество».
Однако на государственном уровне всё-таки важно упростить процедуры лицензирования и сертификации для вендинговых компаний, а также поддерживать предпринимателей, желающих развивать этот бизнес, подчеркивают собеседники CRE. «Сейчас только начинается внедрение более четких определений торгового аппарата и их классификаций (только с 1 октября 2023 г. ГОСТом Р 51303–2023 "Торговля. Термины и определения", ввели понятие торговый автомат (вендинговый автомат): Нестационарный торговый объект, представляющий собой техническое устройство, предназначенное для автоматизации процессов продажи, оплаты и выдачи штучных товаров в потребительской упаковке в месте нахождения устройства без участия продавца), – напоминает Ольга Ли. – Конечно, и текущее законодательство позволяет заниматься вендинговым бизнесом в рамках имеющихся требований законов, но есть множество юридических нюансов, определение которых могло бы облегчить управление этим бизнесом. Например, сейчас используется известный закон о защите прав потребителей, который охватывает вопросы в их общих характеристиках, где владелец автомата должен довести до потребителя в моменте множество сведений: полная информация о продавце, полная информация о товаре (стандарты, свойства, состав, цена, условия приобретения, срок годности, сертификаты и пр.), информация об изготовителе, порядок покупки. Ну а с нашим низким уровнем автоматно-торговой культуры всегда может оказаться, что что-то забыто, не учтено, и тогда – будьте любезны получить штраф. И это – только один из примеров сложности и рисков вендингового бизнеса».
Многие товары, кроме того, остаются под запретом для реализации в вендинге на законодательном уровне, добавляет Марина Толстошеева. «Это связано, в первую очередь, с несовершенством системы идентификации потенциальных потребителей, – поясняет г-жа Толстошеева. – Решить вопрос поможет постепенный выход на рынок вендинга биометрических систем. И, вполне возможно, уже совсем скоро мы увидим совершенно новые форматы аппаратов, продающие товары, доступ к которым ранее был запрещен».
Влад Лория