Борис Дубов, директор по персоналу ADG group, сообщает, что сейчас в его компании нет дресс-кода, который был бы официально закреплен. «Но со временем сформировался общий подход к корпоративному стилю, которому следуют сотрудники, и он не меняется уже много лет, – делится эксперт. – В одежде работники офиса придерживаются smart casual. Требования к соблюдению делового дресс-кода сохраняются к топ-менеджменту – для деловых встреч и официальных мероприятий мужчины выбирают костюмы, рубашки, галстуки, а женщины – строгие платья, брючные костюмы. Кроме того, формальный дресс-код распространяется на сотрудников, работающих на ресепшн. У нас соблюдается и популярная во всем мире традиция Casual Friday – день, когда сотрудники офиса могут выбрать менее официальный образ и надеть, например, джинсы. Сейчас к нам приходит и большое количество молодых работников, стиль которых не всегда полностью соответствует старой корпоративной культуре. Среди примеров – пирсинг или яркий цвет волос. В таком случае, мы всегда смотрим на то, в какой области (к сотрудникам, взаимодействующим с клиентами, подрядчиками и кандидатами, – повышенные требования) и в каком режиме (офис, гибрид или удаленная работа) будет работать сотрудник, и стараемся найти компромисс, чтобы дресс-код специалиста органично вписывался в рабочие процессы, корпоративную культуру». «Мы тоже придерживаемся «казуального» дресс-кода, который позволяет выражать индивидуальность, – говорит Елена Ибрагимова, HR-директор EFFECT development. – У нас можно надевать комфортную и стильную одежду, соответствующую нормам приличия».
Александр Шарапов, президент Becar Asset Management, рассказывает, что экосистема его бизнеса состоит из компаний, которые могут существенно отличаться друг от друга – как по духу, так и по корпоративной культуре и принципам. «У нас есть как «бюрюзовые», так и «красные», – перечисляет г-н Шарапов. – Но я за разнообразие не только в головах, но и в одежде. Соответственно и требования к дресс-коду у всех отличаются. Например, в DAKO Professional Team прописаны жёсткие требования к тому, как должен выглядеть сотрудник на деловых переговорах – в строгом костюме. А в Vertical, напротив, на тебя косо посмотрят, если придёшь в костюме-тройке на вечеринку в отеле. Раньше костюм, галстук и белая рубашка, застегнутая на все пуговицы, были в принципе нужны для того, чтобы показать свой статус. Сейчас же, придя на встречу в деловом костюме, можно оказаться в очень неловкой ситуации, потому что в деловом костюме будут ровно двое: ты и водитель твоего собеседника».
Ольга Каргина, руководитель по развитию персонала и сервиса MALLTECH: В MALLTECH сотрудники, которые не должны носить униформу по стандарту, носят одежду в стиле business casual или в стиле под названием, придуманным у нас – trendy business. Trendy business означает, что сотрудники одеваются модно, но их одежда должна быть уместной для офиса. Для сотрудников, работающих в наших торговых центрах – на стойках информации, в службе охраны или клининга существует соответствующая униформа, классический костюм или спецодежда. Есть и корпоративный стандарт, регламентирующий внешний вид этой категории сотрудников.
Цезарий Полторак, руководитель розничных операций в России и Румынии Fashion House Group, поделился с CRE, что и в его компании придерживаются стиля smart casual. В пятницу разрешены джинсы и более свободная одежда. «Мы также учитываем культурные и климатические особенности, особенно в летний период, когда допускается носить одежду из более легких материалов, – уточняет эксперт. – Если специалист проявляет отличные результаты и его вклад в компанию значителен, то и мы в дресс-коде можем сделать исключения. Однако в этом случае важен компромисс: соблюдение минимальных требований, которые все же сохраняют профессиональный облик, но не ограничивают личный комфорт».
Валерия Толпышева, руководитель отдела маркетинга и рекламы пермского филиала «Девелопмент-Юг»: Как такового дресс-кода в компании нет, но, безусловно, мы придерживаемся офисного стиля. Подход к одежде во многом зависит от отдела, в котором работают сотрудники. Например, если говорить об отделе маркетинга, то коллеги, как правило, поддерживают друг друга, если в их образах есть креативный подход и яркие элементы. Обращают внимание, если детали и аксессуары подобраны и сочетаются. Коллеги называют это «интеллект в деталях». Смотришь на одежду такого сотрудника, и сразу предполагаешь: если к подбору одежды человек подходит нестандартно, то, скорее всего, в работу компании сможет привнести яркое, необычное решение.
Если говорить про отдел продаж – то тут, наоборот, слишком яркий внешний вид может быть неоднозначно воспринят, ведь одна из задач этой команды – расположить собеседника и гостя, который является потенциальным покупателем.
Кроме того, компания разработала ультрасовременный и стильный мерч. При создании корпоративной коллекции консультировались с европейскими дизайнерами, а изготовление передали пермским производителям. В коллекции есть повседневная и верхняя одежда, аксессуары и предметы интерьера. В фирменном корпоративном мерче с удовольствием ходят сотрудники разных отделов, причем не только в офисе, но и в свободное от работы время. Также мы разыгрываем мерч в конкурсах в социальных сетях среди своих подписчиков.
Мы вас закодировали
Гибкий подход к дресс-коду, позволяющий сотрудникам чувствовать себя комфортно и сохранять индивидуальность, может значительно повысить удовлетворенность работой, мотивацию и производительность, уверен Леонид Волох, генеральный директор, соучредитель Lynks Property Management. Отсутствие жёсткого прессинга – залог лояльности в коллективе, а стабильность теперь олицетворяют регулярные изменения, подчёркивает Дмитрий Томилин, генеральный директор компании «Этерна», эксперт в области управления торговой недвижимостью. «У нас в «Шоколаднице» как раз царит такая свобода – в главном офисе сотрудники могут ходить в соответствии с погодой, так, чтобы им было комфортно, – продолжает г-н Томилин. – У нас нет регламентов, и это является дополнительным плюсом в глазах соискателей при выборе места работы. Поскольку я сам много времени провожу в нашем демократичном офисе «Шоколадницы», с удовольствием ношу футболки Christian Audigier и Ed Hurdy, со стазами, кристаллами Swarovski, в байкерской тематике, с удовольствием надеваю толстовки, джинсы необычного кроя – и меня это ничуть не смущает».
Корпоративный дресс-код сегодня, прежде всего, вертится вокруг слова «код», убеждён Ирек Аллаяров, управляющий партнер сети смарт-офисов SOK. «Если риелтор продает элитные дома, стоимость которых заканчивается семью нулями, может ли он сам выглядеть скромно? – поясняет он. – Какой клиентский опыт в таком случае получит покупатель? Даже магазины одежды перестали давно продавать артикулы вещей, они продают ощущение от причастности к бренду, эмоции. Конечно, очень большое значение имеет визуальное восприятие бизнеса, в том числе, благодаря социальным сетям. Наши клиенты — предприниматели, IT-специалисты, представители творческих профессий, для которых быть яркими и индивидуальными – очень важно. И вот та часть команды, которая тесно общается непосредственно с клиентами, должна говорить с ними на одном языке. Мы поддерживаем желание сотрудников быть индивидуальными, но и у нас есть и дресс-код для общих выездов, когда всем важно почувствовать себя одним целым, одной командой – стильные футболки или худи, разработкой которых занимается отдел маркетинга». «Перед выходом на очные переговоры с потенциальными заказчиками мы стараемся узнать, какой дресс-код, стиль предусмотрен у них, и делаем все, чтобы соответствовать, – делится Александр Бегун, директор направления корпоративных продаж интерьерной компании Mr.Doors. – Проверено: такой подход позволяет говорить на одном языке, и во-многом является залогом будущего успешного партнерства».
Сергей Пергаев, основатель и креативный директор Pergaev Bureau: В нашем бюро всегда было тотальное отрицание дресс-кода и возведение в высшую степень идеологии индивидуальности. Мы провозглашаем: максимально будь собой.
С другой стороны, дресс-код в нашем понимании является частью корпоративной культуры, инструментом сплочения коллектива. Мы говорим о мерче, например, футболках, худи, бейсболках и т.д. Дарим их команде в ключевые даты: на праздники, дни рождения. Причем ребята сами собирают конструктор из мерчендайзинга и комбинируют вещи по цветовой гамме. Их никто не заставляет носить эту одежду, когда захотели, тогда и надели.
Сферы влияния
Дресс-код на рынке недвижимости будет и дальше демократизироваться, прогнозирует Андрей Алёшкин. «Сейчас в активную деловую жизнь входят «зумеры», и в недвижимость тоже, – поясняет он. – Одна из их характерных черт – отсутствие чёткой приверженности к чему-либо и принцип «мой цензор — это я сам». И если такой человек решит, что для него лучше «прикид», который он заказал на «Алиэкспресс», его и будет носить, и никогда не переубедишь и не заставишь надеть что-то из «престижных брендов». А поскольку всё идёт к тому, что и топ-менеджмент, и наёмные сотрудники будут одного поля ягодами, то и дресс-код – таким же». «Но недвижимость в целом довольно неповоротлива и архаична, пока в топ-менеджерах сохраняется поколение в возрасте 50-55 лет, приветствующее классический стиль, – парирует Иван Гуськов, основатель и генеральный директор ASPACE. – Да, появилась неоклассика, и, думаю, она будет внедряться активнее. То есть это не брюки со стрелками, строгие жакеты и белые рубашки, а новый взгляд на знакомую всем классику. Те же костюмы, но разнообразие кроя и моделей, вместо сдержанных и темных цветов — яркие краски, пастельные тона, иногда даже принты. Возможны яркие аксессуары, сумки, шарфы; жилет без рубашки, топы под пиджак вместо блузки. У нас в ASPACE принят smart casual — это современно, комфортно и стильно. Наш дресс-код можно описать так: представьте, что у вас каждый день встреча с важным клиентом».
Антон Кузнецов, ведущий финансовый менеджер отдела международных продаж компании TRASSIR: Сейчас я работаю в международной компании, где принят свободный стиль одежды для сотрудников – главное, чтобы вид был опрятным. Без галстуков, если говорить непосредственно про требования к дресс-коду мужчин. Предпочтения – брюкам, а не джинсам. Вместо ботинок допускаются кроссовки.
В случае с первыми лицами компаний вряд ли классический дресс-код уступит место неформальному стилю. Но это касается и клиентоориентированных позиций, сотрудники на которых будут продолжать придерживаться строгого дресс-кода, поскольку он часть их коммуникации с целевой аудиторией.
Для рядовых же сотрудников, в свете растущего спроса на гибридный и дистанционный графики работы, думаю, дресс-код как понятие постепенно отмирает. По опыту могу сказать, что специалисты на «удаленке», выходящие на видео-планерки, позволяют себе быть одетыми в футболки, в лучшем случае – это поло, а в редком – классические рубашки без галстуков.
Самые интересные решения с дресс-кодами возможны и прекрасны в небольших компаниях, убеждена Ева Снеговская. Там, где руководитель может объявить «белые» и «цветные» дни или «морскую пятницу», и все двадцать-пятьдесят человек подхватят игру и с удовольствием придут в белых костюмах и платьях в яхт-стиле. «Или, например, в рекламных агентствах во главу угла ставится креатив, – размышляет Иван Гуськов. – Там как раз часто отсутствует дресс-код как таковой, но можно и нужно прийти с синими волосами или дредами, в рваных джинсах или интересном худи. Но и атмосфера в таких компаниях соответствующая: дог-френдли офисы, громкие брейнштормы с шутками в лаундж-зоне и т.д». «Ну а самый дурацкий дресс-код, который мне известен в большой известной компании – строгие ограничения для женщин: длинные юбки, убранные в пучки волосы, полное отсутствие макияжа и т.д., – вздыхает г-жа Снеговская. – Причина проста — у владельца очень ревнивая жена, она часто приходит в офис и у неё ещё есть дополнительные информаторы. Поэтому эйчары, чтоб избежать «беспричинных» увольнений специалистов, особое внимание обращают на внешний вид сотрудниц».
В итоге, хотя драконовские ограничения вроде описания предпочтительных корпоративных цветов уже забываются, зато появляется термин «стиль», констатирует Ева Снеговская. «И тут никаких описаний не хватит, если у человека нет вкуса, – поясняет она. – На помощь приходят фотографии-примеры, «весёлые картинки», как я их называю. И да, я не раз видела своими глазами, как влияет дресс-код на настроение, производительность сотрудников и атмосферу в офисе. Работник менялся на глазах, надевая пиджак и галстук: другая осанка, другой голос, расправлялись плечи».
Наталья Маланина, руководитель отдела маркетинга компании «Кухонный Двор»: Уверена, что дресс-код влияет на настроение и, как следствие, производительность, труда.
Сейчас в жару многие компании стали делать послабления – разрешается носить легкие платья и босоножки, рубашки с коротким рукавом и не надевать галстук.
У нас же в компании предусмотрен относительно спокойный дресс-код – так называемый, бизнес-кэжуал. Чрезмерно строгих требований нет, но основные правила, сохраняющие деловой формат, остаются. Ну и никаких спортивных костюмов и “луков” выходного дня у нас нет.
Показательно, что параллельно на рынке недвижимости снова стали говорить о возвращении стиля office siren. «Классика с костюмными тройками, юбками-карандашами и платьями-футлярами, но всё ещё без «советской казенщины», зато с особым шармом и элегантностью, – поясняет Мария Русакова. – Помогают в этом и российские модные бренды, которые на фоне ухода западных набирают обороты не только в количестве открывшихся новых точек, но и в позиционировании и качестве самого продукта. Сегодня можно собрать по-настоящему "люксовый" выдержанный и, при этом, интересный образ у десятка наших дизайнеров, и это – новая ДНК нового офисного сотрудника».
Екатерина Реуцкая