Чаще всего, пожалуй, хитрят все-таки общепите, потому что в этой сфере очень много несетевых компаний и ИП, добавляет Томилин из «Этерны». Все потому, что именно общепиту приходится платить за аренду самые высокие проценты и фиксированную часть, возражает представитель ресторанной сети, поэтому на отдельных точках возможны нарушения. Но несправедливо утверждать, что общепит является самой проблемной сферой, поскольку к махинациям с оборотом прибегают арендаторы из разных отраслей, заключает собеседник Forbes.
Другой способ скрыть оборот от арендодателя — это использование нескольких касс, в то время как арендодателю предоставляются сведения лишь по одной, рассказывает партнер юридической фирмы «Арбитраж.ру» Денис Черкасов. «Если платежи «мимо кассы» незаконны в принципе, то использование второй кассы может нарушать только положения договора с арендодателем, но, например, у налоговой претензий не вызовет», — уточняет собственник и президент Watcom Group Роман Скороходов.
Третий прием, позволяющий снизить арендную плату, — это использование мобильных приложений для оплаты товара. «Представьте, что в магазине вам предлагают дополнительную скидку, если вы просто прямо сейчас скачаете приложение и оформите покупку в нем. Многие так делают», — говорит Скороходов. Совершенная покупка через приложение не попадет в отчет оборота торговой точки и, соответственно, не отразится на арендной плате.
Поток денежных средств через агрегаторы, интернет-заказы и приложения не может быть принят к учету, арендодатель его не видит и теряет доход, объясняет руководитель департамента аренды R2 Asset Management Инна Сафаргали.
Ответные мерыАрендодатели в ответ ужесточают контроль.
«Первый инструмент — показатель средней конверсии на магазин. Если у всех обувных магазинов в ТЦ на 1000 зашедших человек было сделано 30 покупок, а в одном 15, то это сигнал, что надо запустить проверку», — объясняет Скороходов из Watcom Group.
У Mallteh разработана система выявления махинаций с оборотом. В ней используются данные камер видеонаблюдения, «тайные покупатели» и иные проверки, рассказывает коммерческий директор Malltech Мария Дриц.
«В договоре аренды содержится пункт об ответственности арендатора за занижение оборота — в ответ на нарушение мы имеем право применить санкции», — подчеркивает она.
О привлечении «тайных покупателей» рассказали все опрошенные эксперты. По их словам, этот метод показывает наибольшую эффективность в борьбе с занижением оборота.
«Некоторые наши клиенты просто вешали в магазинах объявление для покупателей: мы оплатим вашу покупку, если вам не выдали чек, просто позвоните по телефону. Даже этого простого шага хватало, чтобы чеки пробивались в соответствии с законодательством», — объясняет партнер, руководитель департамент торговой недвижимости Cushman & Wakefield Ольга Антонова.
Судебная практика уже есть. Например, в одном споре суд
решил, что арендатор обязан включить в оборот данные не только с кассы, но и платежи в приложении и продажи через агрегаторы доставки еды, отмечает Черкасов из «Арбитраж.ру». Суд обязал арендатора выплатить 1,38 млн рублей, которые он пытался сэкономить, не включая продажи через приложение в оборот.
Если цивилизованных способов наказать нарушителя нет, то арендодатели импровизируют. Один очень крупный бренд был пойман со второй кассой в ТЦ. Поскольку юридически наказать ретейлера было сложно, то ТЦ развязал настоящую войну: администрация затеяла ремонт сразу у входной группы, загородила арендатору витрину баннерами, рабочие развели грязь и таким образом вынудили его съехать, приводит пример Перемятов из Magic Group.