На фоне ухода марок и ажиотажного спроса продавать косметику ещё год назад начали многие непрофильные игроки – «Лента», «Самокат», однако преимущественно в сегменте масс-маркет. Замещение же условного французско-американского люкса остаётся в статусе «всё сложно», и не только потому, что нужного количества и качества соответствующих брендов не могут предложить все дружественные или пока сохраняющие поставки страны вместе взятые. Покупатель хочет Chanel, Dior и Estee Lauder, а не их корейско-турецко-индийско-ирано-арабские «аналоги», вздыхают продавцы магазинов. Ещё сложнее с российскими игроками: хотя восприятие и доверие к отечественным маркам парфюмерии и косметики, по словам ритейлеров, значительно выросло, голосовать кошельком за возможный «русский тяжёлый люкс» пока готова настолько незначительная часть клиентов, что говорить о его серьёзных выходах (даже при опустевших полках) рискуют немногие.
Кроме того, российские бренды страдают от санкций не меньше ритейлеров: зависимость от иностранного сырья здесь всё ещё достигает 90 %, многие крупнейшие международные концерны-производители необходимых компонентов прекратили поставки, производства в других странах – разорвали контракты, а «параллельные» цены на сырье выросли до десяти раз. Новые сырьевые бизнесы в России запускались в авральном режиме, однако пока всех желающих они обеспечить не могут, равно, как и производить значительную часть ассортимента ушедших компаний. В итоге к маю полки с европейским, американским и японским люксом опустели в значительной части даже флагманских магазинов Москвы и Петербурга, в стране снова бьют рекорды серый импорт и челночная торговля, а продажи всё активнее уходят в интернет, включая платформы c2c. «Риск, что ситуация в этом сегменте будет развиваться по описанному сценарию, очень высокий, – размышляет Андрей Алёшкин, партнёр, исполнительный директор NAI Belarus. – Но здесь следует учитывать, что многие «материнские» компании, даже заявив о формальном прекращении работы на российском рынке и прекращении поставок, всё ещё поддерживают (в той или иной) степени «дочки». Например, не сокращают штат сотрудников, продолжая выплачивать зарплаты, а также выполняют обязательства по ранее заключенным договорам аренды. Но надо быть реалистами. Принимая эти обязательства, игроки рассчитывали, что через 6-8 месяцев ситуация «разрулится». Этого не случилось, и ещё по инерции поддержка «дочек» шла до конца 2022 года, первые месяцы текущего. Но не факт, что так будет и дальше, в любой момент может быть принято решение о закрытии. И ещё, разумеется, на эту ситуацию надо посмотреть и с другой стороны, собственников торговой недвижимости. Да, финансовые обязательства по аренде соблюдаются. Но насколько это правильно, что объект или работает с полупустыми полками, или вообще не работает, только формально занимает место? Ведь когда посетители приходят в торговый центр и ходят по коридорам, где гуляет только эхо, – картина удручающая. И уж лучше магазины корейской косметики, чем «фирменный», но полузакрытый или закрытый шторами».
Продолжение...