Стоит признать, что реализация подобного пространства без предварительного брокериджа была действительно рискованной. Прежде чем реализовывать в проекте любые идеи, особенно инновационные, их необходимо тестировать предброкериджем: чтобы понять, есть ли арендаторы, готовые зайти в такой проект. И если таких арендаторов нет или есть всего один претендент – от идеи лучше отказаться.
Лайфхак 4: обязательно тестируйте свои идеи путем предварительного брокериджа. Узнайте, кто готов прийти на ваш объект и в каком формате. Это необходимо делать до создания архитектурной концепции, потому что желаемый вами tenant mix и реальный спрос со стороны арендаторов могут не совпасть, а переделывать пространство под реалии рынка потребует дополнительных затрат.
Постпандемийный брокеридж
После пандемии сети начали оптимизировать свое присутствие на рынке и сокращать количество магазинов – освободилось много помещений с отделкой. Кроме того, локдауна не выдержали многие предприятия стрит-ритейла, которые также освободили площади. «Выжившие» рестораны и сети стали ценить помещения с верандами и инженерными коммуникациями под ключ, «разлюбив» торговые центры.
Мы же предлагали помещения без отделки, а для ресторанов и без коммуникаций, только с подводкой к контуру помещения. Соответственно наши пространства, требующие существенных инвестиций со стороны арендаторов общественного питания, сдавались достаточно сложно. Тем не менее сейчас в нашем объекте функционирует полноценный ресторан, фуд-холл с несколькими концепциями, кафе-кулинария, кофейня с панорамным видом на Сокольническую площадь и пара кофе-поинтов.
Кроме того, иностранные и российские сетевые ретейлеры не были готовы входить в районные ТЦ, даже несмотря на то, что в результате пандемии спрос сместился к дому, и районные ТЦ не просели по трафику так существенно, как гиганты. Поэтому нам не удалось привлечь в Сокольники арендаторов, которых мы очень хотели видеть: Uniqlo, IKEA и McDonalds, и мы разместили, в основном, российские сети.
Но зато, когда начался выход иностранных брендов из России, торговый центр этого практически не почувствовал: у нас была приостановка деятельности всего 2% площадей, которые мы успешно ротировали в течение двух-трех месяцев.
ТЦ – часть жилого дома
Одним из серьезных вызовов, с которым столкнулась команда Accent, была принадлежность торгового центра жилому дому. До этого проекта ни у кого из нас такой практики не было.
Во-первых, застройщик, который построил жилой комплекс с торговым центром, не предусмотрел ни физическое разделение этих объектов, ни юридическое разделение адресов – ТЦ навсегда остается частью жилого дома и изменить это не представляется возможным.
Во-вторых, принадлежность к жилому дому несет ограничения по времени ремонтных работ. И если в любом торговом центре ремонтные работы проводятся ночью, чтобы не мешать посетителям и арендаторам, то в ТЦ «Сокольники» мы вынуждены были соблюдать режим жилого дома – все шумные работы велись исключительно с 9:00 до 19:00 с обеденным перерывом с 13:00 до 15:00. Это же относилось и к арендаторам, которые занимались отделкой своих площадей.
Тут стоит отметить, что на время реконцепции мы не останавливали работу ТЦ: на несколько месяцев был закрыт второй этаж, а его арендаторы были релоцированы во временные помещения на первом. Первый и третий этажи работали постоянно. Поэтому ограниченный интервал проведения шумных работ создавал неудобства не только нам, но и открытым магазинам и посетителям. И, конечно, это увеличило сроки ремонта.
И, наконец, в-третьих, в бюджете нашего ТЦ есть такая постоянная статья расходов, как взносы на капитальный ремонт в фонд ЖК, которые, кстати, в 2023 году были существенно проиндексированы.
Что не удалось
Проект, который не удалось воплотить в рамках реконцепции – замена фасада.
Сначала мы столкнулись с проблемой согласования. Т.к. ТЦ – часть жилого дома, задача казалась практически нерешаемой. У команды Accent не было опыта подобных согласований, и, как оказалось, у соответствующих органов власти тоже не было понимания, по какой процедуре должно происходить согласование изменения фасада – для утверждения процедуры нам пришлось выходить на Главного архитектора г. Москвы. В результате согласование заняло примерно год, что, естественно, превысило все плановые сроки.
Кроме того, после начала пандемии произошел резкий рост цен на металл, в результате чего бюджет на замену фасада и связанные с этим работы и материалы вырос в два раза. А в конце февраля 2022 года планирование каких-либо крупных проектов вообще стало невозможным.
Соответственно в марте 2022 года, когда торговый центр был уже полностью перезапущен и новые арендаторы заселены, было принято решение отказаться от замены фасада.
Итоги и цифры
Проект был завершен в декабре 2022 года. По итогам реконцепции арендуемая площадь торгового центра увеличена на 17% или 1 800 м2, что на 400 м2 превысило плановые цели.
Была произведена смена 88% арендаторов, в том числе создан новый якорь в безвитринном пространстве – универмаг российских дизайнеров «Телеграф». Остальными арендаторами стали преимущественно крупные сетевые ретейлеры.
Кроме того, был организован сильный блок общественного питания: в ТЦ работают ресторан «Колбасофф», «Кулинарная лавка Братьев Караваевых», в конце 2022 года открылись кафе Here`n`Now и дринк-поинт Cofix. А после открытия гастропространства в январе 2023 года операторы общепита занимают в ТЦ «Сокольники» 11% от GLA (1480 м2).
Благодаря этим изменениям среднедневная посещаемость июля 2023 года составила 10708 человек день – на 95% выше показателей 2019 г. и на 33% – показателей 2021. При этом годовая посещаемость второго этажа увеличилась с 10 до 50%.
В результате всех изменений в 2022 г. выручка ТЦ увеличилась на 67,5 млн руб. относительно 2019 года.