По весне считают

15
/05
2023
Опубликовано в CRE Cклады и логистика
В России больше не работает сервис Pick Point — с 4 апреля компания прекратила принимать грузы. Решение связано в том числе со сложностями, которые у компании начались из-за ухода с рынка западных ретейлеров. Эксперты подсчитывают, кто за год ушел, кто пришел, а кто (и в каком виде) – остался.
Причинами ухода Pick Point называются иски контрагентов на сумму, в семь раз превышающую уставной капитал ООО «Сеть автоматизированных пунктов выдачи», уход западных брендов, а также невозможность финансирования из заграницы, перечисляет Степан Щедров, заместитель директора по работе с ключевыми клиентами, Union Brokers. «Pick Point была первой компанией, установившей в России постаматы, и вот, спустя 13 лет активного освоения этого сегмента, приняла решение его покинуть, - добавляет он. - Учитывая широкий спектр конкурентов, ниша будет занята довольно быстро. Бесконечные плюсы бесконтактной, круглосуточной выдачи заказов, к которым привыкли клиенты, смогут также обеспечить «Сберлогистика», OZON, «Яндекс», Boxberry, 5Post и прочие. Заявлены и планы на установку 10000 постаматов в подъездах жилых домов по проекту «Московский постамат». Задуматься о перспективах развития, а, возможно, и просто об удержании позиций, стоит теперь логистическим компаниям B2C - инициативу и лидерство в сервисе могут перехватить маркетплейсы, наращивающие свои ресурсы собственных служб доставки. Но несомненно и то, что целый ряд издержек понесут сотрудничающие с Pick Point сети, предприниматели, собственники, начиная от финансовых, заканчивая невосполнимыми временными затратами».

ЗЕЛЕНЫЙ ШУМ
Уход международных брендов, очевидно, коснулся сферы логистики, однако в значительно меньшей степени, чем другие секторы экономики, считает Екатерина Ногай, руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate. «Один из «классических» путей выхода глобальных брендов – передача активов локальному менеджменту с сохранением штата сотрудников в России, - продолжает она. – Именно так поступили швейцарская Kuehne+Nagel (теперь действует под брендом NOY TECH), французская DPD group (DPD Russia), британская Raven Property Group (Raven Russia)».

Часть игроков все-таки полностью покинули российский рынок и продали активы российским компаниям, например, датский Maersk. Некоторые международные логистические бизнесы приостановили работу или ограничили перечень оказываемых услуг в соответствии с требованиями глобальных корпораций, но все еще не приняли окончательного решения об уходе. К ним относятся немецкая DHL Group, нидерландская TNT Express, американские FedEx и UPS. О приостановке отправлений в направлении российских и белорусских получателей заявили крупные контейнерные перевозчики ShipCo (США), MSC (Швейцария), CMA CGM (Франция), Hapag-Lloyd (Германия), Ocean Network Express (Япония), Yang Ming (Тайвань) и Hyundai Merchant Marine (Южная Корея). Есть и те «международники», что продолжают работать в России: например, французский логистический оператор FM Logistic.

«Самый нашумевший кейс 2022 года, конечно, - прекращение оказания услуг экспресс-доставки компанией DHL, - резюмирует Мария Мартынова, заместитель исполнительного директора «Курьер Сервис Экспресс». - Это стало колоссальным потрясением для рынка, где DHL долгие годы был неким эталоном качества, а с учетом возможностей в международной логистике с сетью офисов по всему миру и собственных самолетов – и лидером в продуктах по импорту и экспорту. О решении компания сообщила буквально за два месяца, что, конечно, доставило много дискомфорта клиентам, которые в моменте должны были переключить трафик на новых поставщиков. Причем все это нужно было сделать с соблюдением тендерных процедур, которые зачастую в некоторых компаниях настолько бюрократизированы, что уложить их в два месяца просто невозможно».

ДЕНЬГИ И СПРОС
В 2022 году доля зарубежных организаций в распределении спроса на склады в России сократилась на 8% и составила 9%, подсчитывает, в свою очередь, Руслан Петручак, советник практики разрешения споров и банкротства BGP Litigation, адвокат. «Из-за возникновения новых трудностей и рисков международные игроки принимают решение уйти, что, конечно, приводит к росту числа сделок отказа от занимаемых складских площадей или пересмотру условий заключенных договоров, - добавляет он. – Основные же игроки рынка заняли выжидательную позицию и не торопятся увеличивать складские мощности ввиду оптимизации бизнес-стратегий и возможных дальнейших потребностей, связанных с уходом иностранных брендов. Резюмируя: несмотря на то, что уже больше года как иностранные бизнесы начали менять статус работы в России, доля не определившихся о новом формате работы еще остается немалой. Среди них основное количество – это бренды компаний-производителей, имеющие здесь свои заводы. Такие активы – довольно проблемные для их быстрой продажи, что осложняет поиски покупателя и увеличивает время структурирования сделки. Конечно, в итоге они несут потери не только за счет простаивания своих заводов, но и из-за наличия больших площадей складских помещений. И иностранные бренды в случае продажи бизнеса в России, как правило, пытаются включить существующую аренду складов в периметр сделки. Это приводит к тому, что арендованные ранее ушедшим брендом складские помещения остаются покупателю».

Скорее всего, по модели сохранения складских помещений прошла сделка польского ретейлера LPP Group и испанской группы Inditex, магазины которых открылись уже под новыми брендами в ТЦ, поэтому потребность в складских помещениях сохранилась и у новых владельцев. Из недавних сделок с иностранным участием г-н Петручак вспоминает также французскую FM Logistiс, которая решила остаться на российском рынке, поскольку грузоперевозки из Европы стали сложнее, но не исчезли совсем, и нашла покупателя на свои складские комплексы в логопарках в Подмосковье. Сделка проходила по схеме sale-leaseback, таким образом, FM Logistic после продажи объектов остается их арендатором. «В случае полного ухода иностранного бренда с рынка, конечно, необходимости в дальнейшей аренде складских помещений нет, и площади освобождаются, - указывает эксперт. - Например, H&M Group, GAP, Victoria's Secret, Jysk, Michael Kors были представлены на рынке с помощью дистрибьюторов или арендовали помещения, поэтому необходимости в продаже бизнеса в РФ не имели, в связи с чем прекратили аренду, в том числе и складских помещений».
«В прошлом году Accent Capital тоже столкнулся с уходом из России своего многолетнего партнера-арендатора ID Logistics – крупнейшей французской компании, специализирующейся на международной контрактной логистике, - вспоминает Анастасия Корневич, директор департамента управления складской недвижимостью Accent Capital. - После событий 2022 года ID Logistic были вынуждены покинуть российский рынок. В результате компания, которая более десяти лет выстраивала бизнес в России, потеряла большой «кусок» рынка, большую долю прибыли. Она занимала 37 000 кв. м или 25% площади нашего складского комплекса «Валищево», и быстрый выход из контракта, конечно, создал трудности и особые условия для сделки. К счастью, мы смогли найти компромисс и соблюсти интересы сразу трех сторон: ID Logistics передали все площади и оборудование своему клиенту, холдингу «Объединенные кондитеры».
Анастасия Корневич
Директор департамента
управления складской недвижимостью
МЕСТО ВАКАНТНО
Места ушедших западных игроков были заняты всего за год
«В основном – теми же международными компаниями, которые заранее выкупили оборудование, настроили независимые WMS, сумели договориться «внутри», либо выделили себя в отдельный российский бизнес, либо реорганизовались, переименовались и нашли какие-то другие варианты продолжить работу в России, - резюмирует Анастасия Корневич. - Причем это не были новые компании из «дружественных» государств – рынок не увидел новых игроков из Китая, Белоруссии или других стран. Все же рынок логистики очень специфичен – нельзя просто так войти на новый рынок, сначала необходимо наладить бизнес – арендовать или построить складские помещения, найти клиентов, выстроить логистические цепочки».
Анастасия Корневич
Директор департамента
управления складской недвижимостью
Освобождающиеся складские площади будут постепенно заполняться за счет выхода на российский рынок азиатских компаний, которые ранее не имели собственных складов в России, а также за счет российских производителей, ретейлеров и дистрибуторов, увеличивающих запасы товаров, констатирует Руслан Петручак. «Сложившаяся ситуация и необходимость замещения ушедших с полок товаров создают время возможностей для отечественного бизнеса: мы уже видим высокую активность со стороны логистических операторов по аренде/покупке складских площадей», - соглашается Екатерина Ногай. По ее словам, только в Московском регионе за 1 квартал 2023 года на них пришлось 17% спроса, или 91 тыс. кв. м.
Настало «время русских компаний», и они активно этим пользуются – никто никого не ждет, никто не смотрит на «соседей» – все активно действуют и развиваются, поддерживает Анастасия Корневич. Именно поэтому весь год сегмент складов чувствует себя наиболее уверенно по сравнению с другими секторами коммерческой недвижимости, убеждена она.
Анастасия Корневич
Директор департамента
управления складской недвижимостью
«Ну а кто еще планирует уйти? – размышляет Мария Мартынова. – Такое ведь не планируют. Любой бизнес хочет удержать свою долю рынка, которой добивался зачастую десятилетиями. Поэтому уходить будут компании, которые не смогут побороть давление инвесторов или владельцев из-за границы, или финансово нестабильные. И речь идет скорее не о зарубежных компаниях, а о представителях российского небольшого бизнеса».

Прямая речь
Леонид Волох, генеральный директор, соучредитель Lynks Property Management:
Складские комплексы остаются одним из самых устойчивых сегментов в кризис, и, на мой взгляд, обладают хорошими перспективами. В первую очередь это связанно с имеющимся дефицитом больших объемов высококачественных складских площадей, а также с более сжатым циклом девелопмента, сравнительно с другими видами недвижимости. Пожалуй, самый сильный удар по индустриальному сектору нанес не уход тех или иных брендов, а нарушение логистических связей. Однако оставшиеся на рынке компании не готовы сидеть сложа руки – сейчас бизнес сфокусирован именно на поиске альтернативных каналов поставок и на выстраивании новых связей. Транспортные цепочки со временем можно будет стабилизировать, но без площадей этого сделать невозможно, что, в свою очередь, поддержит высокий уровень бизнес-активности на рынке индустриально-складской недвижимости.

Уже сейчас, по итогам первого квартала 2023 года, уровень вакансии качественной складской недвижимости в Московском регионе держится на очень низком уровне – около 1,5%-1,7%, а объем сделок бьет все рекорды - более 600 тыс. кв. м. На наших проектах мы также не ощущаем сильного провала, поскольку уже есть игроки, которые занимают пустеющие ниши. Наибольшую активность проявляют e-commerce и компании FMCG-сектора, которые практически сразу поглощают образовавшуюся вакансию на качественных объектах.

Конечно, PickPoint был значимым игроком на логистическом рынке, однако о своих планах по расширению сети пунктов выдачи заказов в разное время заявляли: Х5 Group, «ВкусВилл», «Халва», «СберЛогистика», «Почта России», маркетплейсы и многие другие. Вплоть до пилотного столичного проекта – «Московский постамат», когда прошлым летом в подъездах жилых домов начали устанавливать первые специальные ящики для доставки посылок. Власти заявляют, что в течение ближайших лет в столице будет развернута полноценная сеть из 10 тысяч постаматов, которые упростят доставку интернет-заказов. Уход из России многих брендов привел к тому, что существенно уменьшился и рынок B2C-доставки. Именно совокупность этих факторов: возросшая конкуренция со стороны маркетплейсов и сетей, которые оперируют собственными ПВЗ, на фоне сокращения спроса со стороны компаний, продающих потребительские товары, - и привела к снижению оборотов оператора. Я думаю, общая ситуация изменится не сильно, так как существующий объем заказов, который доставлял PickPoint, уже перераспределен или будет удовлетворен в самое ближайшее время.

Ранее у нас в стране приостановили свою деятельность крупные логистические компании,
такие как DHL, UPS и FedEx, которые еще в феврале перестали принимать посылки и отправления в РФ. Некоторые международные транспортные компании с головным офисом в России формально «сменили» флаг своего присутствия. Сегодня многие товары из стран ЕС и США поступают в нашу страну через оффшоры, например, Гонконг или ОАЭ. Вывод один: все не так ужасно, все продолжает работать. Так, например, контейнерные перевозки восстанавливаются, часть объема уже взяли на себя Южная Корея и Япония. Я думаю, логистические цепи и дальше будут оттачиваться, что положительно скажется не только на оптимизации и себестоимости доставки, но и поддержит стабильный спрос на складские и логистические комплексы.

Влад Лория