Причинами ухода Pick Point называются иски контрагентов на сумму, в семь раз превышающую уставной капитал ООО «Сеть автоматизированных пунктов выдачи», уход западных брендов, а также невозможность финансирования из заграницы, перечисляет Степан Щедров, заместитель директора по работе с ключевыми клиентами, Union Brokers. «Pick Point была первой компанией, установившей в России постаматы, и вот, спустя 13 лет активного освоения этого сегмента, приняла решение его покинуть, - добавляет он. - Учитывая широкий спектр конкурентов, ниша будет занята довольно быстро. Бесконечные плюсы бесконтактной, круглосуточной выдачи заказов, к которым привыкли клиенты, смогут также обеспечить «Сберлогистика», OZON, «Яндекс», Boxberry, 5Post и прочие. Заявлены и планы на установку 10000 постаматов в подъездах жилых домов по проекту «Московский постамат». Задуматься о перспективах развития, а, возможно, и просто об удержании позиций, стоит теперь логистическим компаниям B2C - инициативу и лидерство в сервисе могут перехватить маркетплейсы, наращивающие свои ресурсы собственных служб доставки. Но несомненно и то, что целый ряд издержек понесут сотрудничающие с Pick Point сети, предприниматели, собственники, начиная от финансовых, заканчивая невосполнимыми временными затратами».
ЗЕЛЕНЫЙ ШУМ
Уход международных брендов, очевидно, коснулся сферы логистики, однако в значительно меньшей степени, чем другие секторы экономики, считает Екатерина Ногай, руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate. «Один из «классических» путей выхода глобальных брендов – передача активов локальному менеджменту с сохранением штата сотрудников в России, - продолжает она. – Именно так поступили швейцарская Kuehne+Nagel (теперь действует под брендом NOY TECH), французская DPD group (DPD Russia), британская Raven Property Group (Raven Russia)».
Часть игроков все-таки полностью покинули российский рынок и продали активы российским компаниям, например, датский Maersk. Некоторые международные логистические бизнесы приостановили работу или ограничили перечень оказываемых услуг в соответствии с требованиями глобальных корпораций, но все еще не приняли окончательного решения об уходе. К ним относятся немецкая DHL Group, нидерландская TNT Express, американские FedEx и UPS. О приостановке отправлений в направлении российских и белорусских получателей заявили крупные контейнерные перевозчики ShipCo (США), MSC (Швейцария), CMA CGM (Франция), Hapag-Lloyd (Германия), Ocean Network Express (Япония), Yang Ming (Тайвань) и Hyundai Merchant Marine (Южная Корея). Есть и те «международники», что продолжают работать в России: например, французский логистический оператор FM Logistic.
«Самый нашумевший кейс 2022 года, конечно, - прекращение оказания услуг экспресс-доставки компанией DHL, - резюмирует Мария Мартынова, заместитель исполнительного директора «Курьер Сервис Экспресс». - Это стало колоссальным потрясением для рынка, где DHL долгие годы был неким эталоном качества, а с учетом возможностей в международной логистике с сетью офисов по всему миру и собственных самолетов – и лидером в продуктах по импорту и экспорту. О решении компания сообщила буквально за два месяца, что, конечно, доставило много дискомфорта клиентам, которые в моменте должны были переключить трафик на новых поставщиков. Причем все это нужно было сделать с соблюдением тендерных процедур, которые зачастую в некоторых компаниях настолько бюрократизированы, что уложить их в два месяца просто невозможно».
ДЕНЬГИ И СПРОС
В 2022 году доля зарубежных организаций в распределении спроса на склады в России сократилась на 8% и составила 9%, подсчитывает, в свою очередь, Руслан Петручак, советник практики разрешения споров и банкротства BGP Litigation, адвокат. «Из-за возникновения новых трудностей и рисков международные игроки принимают решение уйти, что, конечно, приводит к росту числа сделок отказа от занимаемых складских площадей или пересмотру условий заключенных договоров, - добавляет он. – Основные же игроки рынка заняли выжидательную позицию и не торопятся увеличивать складские мощности ввиду оптимизации бизнес-стратегий и возможных дальнейших потребностей, связанных с уходом иностранных брендов. Резюмируя: несмотря на то, что уже больше года как иностранные бизнесы начали менять статус работы в России, доля не определившихся о новом формате работы еще остается немалой. Среди них основное количество – это бренды компаний-производителей, имеющие здесь свои заводы. Такие активы – довольно проблемные для их быстрой продажи, что осложняет поиски покупателя и увеличивает время структурирования сделки. Конечно, в итоге они несут потери не только за счет простаивания своих заводов, но и из-за наличия больших площадей складских помещений. И иностранные бренды в случае продажи бизнеса в России, как правило, пытаются включить существующую аренду складов в периметр сделки. Это приводит к тому, что арендованные ранее ушедшим брендом складские помещения остаются покупателю».
Скорее всего, по модели сохранения складских помещений прошла сделка польского ретейлера LPP Group и испанской группы Inditex, магазины которых открылись уже под новыми брендами в ТЦ, поэтому потребность в складских помещениях сохранилась и у новых владельцев. Из недавних сделок с иностранным участием г-н Петручак вспоминает также французскую FM Logistiс, которая решила остаться на российском рынке, поскольку грузоперевозки из Европы стали сложнее, но не исчезли совсем, и нашла покупателя на свои складские комплексы в логопарках в Подмосковье. Сделка проходила по схеме sale-leaseback, таким образом, FM Logistic после продажи объектов остается их арендатором. «В случае полного ухода иностранного бренда с рынка, конечно, необходимости в дальнейшей аренде складских помещений нет, и площади освобождаются, - указывает эксперт. - Например, H&M Group, GAP, Victoria's Secret, Jysk, Michael Kors были представлены на рынке с помощью дистрибьюторов или арендовали помещения, поэтому необходимости в продаже бизнеса в РФ не имели, в связи с чем прекратили аренду, в том числе и складских помещений».