По оценкам собственного индекса Head Hunter (показывает соотношение количества резюме к количеству вакансий на рынке в выбранной профобласти: чем меньше результат – тем острее дефицит соискателей), в сфере «Транспорт, логистика, перевозки» по итогам июля в России данный индикатор зафиксировался на уровне 3,2, что характеризуется компанией как «дефицит соискателей». Для сравнения: в начале 2023-го показатель достигал 5,1 и характеризовался как «умеренный». При сравнении с прошлым годом, по данным HH, общее количество вакансий в сфере «Транспорт, логистика, перевозки» выросло г/г на 15%. Также данная сфера входит в топ-5 профобластей с наиболее высоким спросом на специалистов за последний месяц (13%).
Острый дефицит соискателей и рост числа вакансий наблюдаются везде, даже в таком экономически развитом регионе, как Свердловская область, где численность населения выше, чем в других регионах, указывает Виктор Афанасенко.
Опираясь же на данные портала ГородРабот.ру и рассматривая уровень зарплат только по специальности «кладовщик-комплектовщик», можно видеть, что средняя зарплата кладовщика-комплектовщика выросла по всей России по итогам июля 2024 г. и достигла 73 тыс. руб. Год назад этот показатель был 64 тыс. руб., в 2022 г. – 47 тыс. руб. (рост относительно 2023 г. – 14%, относительно 2022 г. – 55%; рост обгоняет инфляцию). В данной выборке, если сравнивать с 2022 г., на вакансию кладовщик-комплектовщик средний рост – 64%, если сравнивать с 2023 г. – 9,5%.
Работный дом
Ситуация острой нехватки кадров в складской и логистической отрасли фиксируется уже давно, соглашаются аналитики SuperJob – людей на рынке труда не становится больше. Конкурс на вакансии в сфере складского хозяйства за год снизился на 18%. А вот уровень дохода в регионах все еще невысок — зарплаты ниже, чем в Москве на 35—40%. В итоге потенциальному складскому персоналу гораздо выгоднее устроиться на работу в Москве и ближнем Подмосковье: крупные комплексы предлагают работу вахтовым методом, предоставляя жилье.
В Авито Работе соглашаются: сфера транспорта и логистики остается одной из «голодных» в стране. В июле средние предлагаемые зарплаты, по оценкам платформы, выросли на 18% по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году и составили 88 266 руб.
В Волгоградской области в сфере транспорта и логистики средние зарплатные предложения выросли на 26%. Кроме того, в логистической схеме страны значительно возросла роль Сибири —как следствие, в Иркутской области работодатели стали предлагать зарплаты как минимум на 18% выше, чем в июле прошлого года. В Томской области средние предлагаемые зарплаты увеличились на 24%, а в Алтайском крае — на 22%. В среднем в этих регионах зарплатные предложения по сегменту составили 110 000-190 000 руб. в месяц.
Сегодня в Волгоградской, Новосибирской областях и Республике Дагестан наблюдается самый высокий спрос на грузчиков (43%, 35% и 40% от общего количества складских вакансий в регионе соответственно) и кладовщиков (37%,43% и 32% соответственно), перечисляет Полина Афанасьева, руководитель департамента исследований и аналитики CMWP. Средняя заработная плата на позиции грузчика превышает среднюю номинальную зарплату по региону на 32% и 14% в Волгоградской области и Республике Дагестан соответственно. Однако в Новосибирской области такие работники получают на руки в среднем на 10% меньше средней заработной платы по региону.
Заработная плата кладовщика же во всех трех анализируемых регионах превышает среднюю зарплату по региону. В Республике Дагестан средняя заработная плата кладовщика выше средней номинальной зарплаты по региону на 106%, а в Волгоградской и Новосибирской областях превышение составляет 40% и 13% соответственно. «При рассмотрении соотношения количества складских вакансий к общему предложению площадей в регионе было выявлено, что аномально высокий рекрутмент приходится на регионы Сибирского и Уральского федеральных округов, в том числе – на Иркутскую, Кемеровскую области, Алтайский и Пермский края, – резюмирует Полина Афанасьева. – Подобная динамика характерна для бурного развития складского сегмента в этих регионах и служит подтверждением более высокого спроса на трудовые ресурсы. В среднем на 1 000 кв. м стока в данных регионах приходится в два раза больше складских вакансий, чем в среднем же по России».
Елена Попова, бизнес-партнер по управлению персоналом NOYTECH Supply Chain Solutions: Рабочие давно получают зачастую больше, чем специалисты с высшим образованием или даже менеджеры. Помимо демографического кризиса и других известных причин, дефицит складского персонала усилился в связи с оттоком специалистов на строительство объектов в новых регионах и ростом спроса в секторе промышленного производства.
Вообще зарплатный вопрос обострился пару лет назад, когда некоторые компании в сегментах логистики и e-commerce стали предлагать высокие ставки. Но в итоге бизнесы сами загоняют себя в угол: переманивают сотрудников зарплатами, и люди привыкают. Перекоса можно было бы избежать в случае, если предложения работодателей находились примерно в одном диапазоне. Сейчас же у рабочих есть выбор: они выбирают то место работы, где больше платят, и их тяжело удержать. Особенно сложно мотивировать молодое поколение: для них заработная плата является основным приоритетом, поэтому они легко и быстро переходят от одного работодателя к другому.
Несут вахту
Одним из способов решения проблемы дефицита кадров для собственников складских помещений в регионах остается найм вахтовым методом, считает Полина Афанасьева. На этот тип уже сегодня приходится около четверти всех складских вакансий в России. «Мы видим, что на данную особенность рынка уже обращают внимание органы власти, – добавляет эксперт. – Так, Правительством Московской области 26 февраля 2024 г. был выпущен стандарт, согласно которому собственники складов региона обязаны строить общежития для работников без постоянного места жительства. Конечно, постоянный рост заработных плат в какой-то степени позволяет компенсировать дефицит кадров, но возможность поднимать зарплаты со стороны бизнеса ограничена. Одним из направлений решения проблемы дефицита складских работников может стать политика по повышению престижности такой трудовой деятельности, улучшение условий труда, расширение социального пакета сотрудников».
Артем Егоренков, директор категории «Такси, транспорт и логистика» Авито Работы, соглашается: зарплатная гонка замедляется, и для привлечения соискателей компаниям необходимо развивать бренд работодателя, расширять соцпакет, список льгот для сотрудников и прочие «нематериальные блага». По данным Авито Работы, самыми желанными бонусами для российских работников остаются премии за достижение целей или продаж (40%) и за выслугу лет (40%). Важны и наличие бесплатного медицинского страхования и ДМС (38%), дополнительные выходные или отпускные дни (34%), гибкий график работы или возможность работать из дома (30%). «Отдельно стоит сказать про кадры для работы на готовом складе, в которых наблюдается очень высокая потребность у фулфилмент-центров, – резюмирует Виктор Афанасенко. – Проблема эта тоже повсеместная и пока решается привлечением местных разнорабочих и иностранной рабочей силой».
Степан Щедров, заместитель директора по работе с ключевыми клиентами Union Brokers: Исторически минимальный уровень безработицы, повышение покупательской способности, колоссальный спрос на складские площади, необходимость развития инфраструктуры, макроэкономические показатели, доходность – все это комбинация факторов, влияющих на решение девелопера осваивать тот или иной регион. Оптимальным сочетанием будут сравнительно низкие затраты на покупку земли, наличие конечного пользователя и возможности обеспечить скорость реализации проекта.
Мы слышим от игроков рынка о сложностях логистики материалов и себестоимости, когда зачастую бывает проще закупить их в Москве и доставить в регион, мы слышим об опасениях, связанных с востребованностью объекта, в случае если склад освободит первичный заказчик, мы слышим и о кадровом голоде, и это действительно один из важнейших вопросов.
Подход к привлечению персонала как девелопером, так и конечным пользователем, разумеется, зависит от поставленных задач. Квалификация и долгосрочное сотрудничество с работником, усилия по сохранению лояльности выходят сегодня на авансцену. Меняется портрет базового специалиста. Безусловно, ряд игроков рынка пользуются аутсорсингом, услугами мигрантов, собирают по окрестностям и привозят на автобусах к месту работы персонал, но это – вынужденная и, скорее всего, временная мера для снижения издержек.
Нередки и ситуации, когда работодателем создаются условия, предлагается достойная оплата труда, а людей просто нет. Так что кадровый вопрос должен глобально решаться совместно бизнесом и государством. Пока же все заинтересованные стороны вынуждены справляться с дефицитом сотрудников в режиме «тушения пожара».
В условиях складского бума девелоперам и арендаторам приходится пересматривать кадровую политику в режиме реального времени, констатирует Константин Фомиченко, партнер, региональный директор департамента индустриальной и складской недвижимости NF Group. Одним из возможных решений остаются максимальная оптимизация и автоматизация складских процессов. «Это не только снижает зависимость от человеческого фактора, но и повышает общую эффективность работы складских комплексов, особенно в удаленных и малонаселенных регионах», – убежден г-н Фомиченко.
Однако пока даже самые продвинутые решения находятся слишком далеко от массового внедрения как по техническим, так и по экономическим соображениям, добавляет Полина Афанасьева. В итоге технологиям в складах и логистике все еще отводится роль преимущественно вспомогательных инструментов, и они уж точно не могут в необходимом объеме компенсировать человеческий ресурс и запрос рынка на кадры, резюмирует Артем Егоренков.
Максим Барабаш