«В это сложно поверить, но «Крокус Сити Молл», «Мега Теплый Стан» и «Атриум» были открыты более двадцати лет назад, – размышляет Марина Толстошеева, эксперт в области управления недвижимостью и развития бизнеса. – Для того времени – действительно очень интересные объекты. В регионах же вообще, как таковых, торговых центров было мало или не было вовсе, и любой более-менее крупный сразу привлекал внимание. Это можно сказать и про первый XL в Казани, «Парк Хаус» в Волгограде, «Континент» в Омске и т.д.».
«Крокус Сити Молл», открывшийся в 2002 году – уникальный в своём роде объект; первый люксовый ТЦ за МКАДом, поддерживает Роман Кокорев, руководитель департамента развития проектов RealJet. В то время люкс только начинал крестовый поход в массы, селился исключительно в центральных локациях, преимущественно внутри Бульварного кольца, и выход брендов за МКАД стал событием невероятным. «Строительство казалось полным провалом, – поясняет г-н Кокорев. – Вторым назову «Смоленский пассаж», который открылся в 1998 году, и до сих пор сохраняет «высокую» концепцию, несмотря на изменения в пуле. Ну и «Мега Тёплый Стан» – один из первых проектов качественных ТЦ в России – он до сих пор, как с иголочки».
Ирина Чернавина, эксперт по недвижимости и ритейлу, предлагает разделить торговые центры, открытые более двадцати лет назад и начиная с 1997 года, на две группы. «Первая – объекты, которые были построены и до сегодняшнего дня работают «без сноса и перестроя»: «Охотный ряд», «Наутилус», «Мега Теплый Стан», «Атриум» и т.д., – перечисляет г-жа Чернавина. – Внутри данной группы проекты можно ещё выделить две подгруппы. В первую запишем объекты, которые, несмотря на бум строительства нулевых, возросшую конкуренцию, экономические кризисы, пандемию, остаются в топе ТРЦ Москвы и страны. Это всё те же «Охотный ряд», «Атриум», «Мега Тёплый Стан». И вторая подгруппа, в которую можно отнести «Глобал Сити», «Ашан» на Ленинградском шоссе, XL на Дмитровской. Их можно охарактеризовать одной из моих любимых фраз: нет плохих торговых центров, есть нелюбимые людьми, принимающими решения, и недофинансированные. А если ещё у них сомнительная концепция и некачественное управление, то совсем беда. Такие центры очень жалко, хотелось бы, чтобы они попали в хорошие руки к профессионалам. Для меня это и самая интересная группа проектов, в них – огромный потенциал для реализации, в свою очередь, и моего двадцатипятилетнего опыта работы в ритейле. Ну а вторая большая группа – проекты, которые за свои двадцать лет и более успели построиться, заполниться, окупиться, снестись и ещё раз построиться в новом формате, снова заполниться и продолжить работать».
Евгений Саурин, руководитель проектов департамента стратегического консалтинга IBC Real Estate: Когда мы говорим о «возрастных», но по-прежнему востребованных и не устаревших морально торговых центрах Москвы, то, в первую очередь, вспоминаются «Охотный ряд», «Атриум» и «Кунцево Плаза» (бывший «Рамстор»). Эти и аналогичные им проекты до сих пор остаются достаточно успешными. Конечно, в первую очередь, это связано с тем, что локация максимально эффективна – либо у метро, либо на пересечении крупнейших транспортных магистралей. Значительную роль здесь играют и потребительские привычки: многие покупатели неохотно их меняют, становясь в итоге настоящими амбассадорами понравившихся проектов.
Но, безусловно, рынок торговой недвижимости не стоит на месте. Меняются тренды, поколения, появляются новые привычки, концепции. И в этих случаях новые объекты торговой недвижимости действительно оказываются в более выигрышной ситуации, предлагая аудитории актуальные форматы F&B и развлечений. Но и говорить о том, что «старикам тут не место», всё-таки не стоит. Рассматривая проекты, возраст которых превышает двадцать лет, мы видим, что в большинстве случаев клиентский опыт ставится во главу угла, а управляющие компании стараются держать руку на пульсе с тем, чтобы следовать последним трендам.
Старость в радость
Торговый центр может жить и работать бесконечно долго, но – лишь при определённых условиях, перечисляет Ирина Чернавина: проект имеет качественную концепцию, позволяющую менять площадь и нарезку блоков без серьезных конструктивных изменений зон общего пользования, а также высококвалифицированную команду специалистов и экспертов «в теме». «Атриум», «Мега Химки» и «Мега Теплый Стан» в Москве, ТРЦ «Горизонт» в Ростове-на-Дону, ТРЦ «Южный» в Казани, петербуржский «Пик», – перечисляет Анна Никандрова, партнер Nikoliers. – И за каждым таким объектом, который спустя много лет остается актуальным для покупателей, стоит постоянно работающая с ним управляющая компания. Да, многие ТЦ располагаются в хорошей локации и изначально имели сильную концепцию, но это далеко не единственные факторы. Есть ведь и много примеров торговых центров в топовых местах, некогда лидеров, которые затем утратили позиции. И, в свою очередь, объекты с качественным управлением и своевременно принимаемыми решениями, находящиеся не в самых выгодных локациях – ставшие успешными».
Сейчас скорость изменений на рынке вообще стала намного выше, подчёркивает г-жа Никандрова, а вопрос управления становится для «возрастных» моллов ключевым. «Если говорить, например, о «Меге Теплый Стан», то, конечно с уходом «Икеи» она очень сильно ослаблена, – добавляет Дмитрий Томилин. – А вот «Крокус Сити Молл», который изначально планировался как ТЦ для обеспеченных клиентов (огромная парковка, качественные отделочные материалы, лучшие консультанты, высокая планка по клиентскому сервису) – до сих пор актуален. В Петербурге же абсолютным лидером всегда была компания «Адамант», сегодня у них двадцать два ТЦ, и, хотя часть из них сильно морально устарели, акционеры постоянно пытаются делать реконцепцию. Но они вообще изначально были одними из самых грамотных девелоперов, открывались в правильных местах, постоянно эволюционировали: если в своё время строили фактически крытые рынки, то потом перешли к действительно профессиональным ТЦ. У них очень прагматичный подход: то, что необходимо, улучшают, а вот во всё новое инвестируют очень осторожно. В общем, по-настоящему хороших и востребованных старых объектов совсем немного, большинство же двадцати-двадцатипятилетних ТЦ – безликие коробки, с плохой концепцией и плохим набором арендаторов; почти из всех, кроме моллов в уникальной локации и на высоком трафике, нужно делать дисконт-центры, кластеры дискаунтеров или сносить. Все помнят, как упомянутый «Рамстор» на Ярцевской хотя и произвел настоящий фурор в постсоветский период среди тогдашней неизбалованной аудитории, быстро проиграл в дальнейшем новым, более современным концептам. Сейчас же, в условиях более адресного, рационального и острожного спроса, даже самые качественные торговые центры будут иметь очень тяжелую ситуацию, и путь один – видоизменяться или умереть». «Многие проекты, конечно, работают по инерции, и, кстати, тот же «Крокус» до 2015 года был практически не цифровизирован с точки зрения бизнес-процессов, но успешно развивался за счет жесткой вертикальной иерархии управления, – отмечает Александр Перемятов. – Если говорить про старые ТЦ-одиночки, несетевые, то интересен пример всё того же «Атриума» (открытие 2002 года) – там ведь действительно очень сложная система собственников, и, соответственно, структуры управления, объект долго раскачивался на старте, но потом демонстрировал лучшие результаты. Была проблема и сложной архитектуры: громкий провал Lamoda, кстати, связан именно с этим. После открытия «Павелецкой плазы» и ожидаемого открытия «Чкалова» у проекта обострятся старые проблемы. Показательны и примеры Казани: все первые ТЦ в городе находятся сегодня в очень плачевном состоянии».