Владимир Стольников, руководитель дирекции управления альтернативными инвестициями УК «Альфа-Капитал»: Доля растёт, но это вынужденная мера, чтобы реализовать проект класса «А» в Москве. И меня пугает рост таких сделок именно в классе «А», и они стопроцентно ещё выйдут рынку боком. Это – большая проблема для структурирования потом подобного набора «инвесторов» в бизнес-центре класса «А». Начиная от того, что большая часть, если не вся, сдаётся и продаётся в shell & core. То есть ещё отделка, которой, думаю, в бюджете у «инвестора» как раз не было заложено.
Как договориться с таким количеством инвесторов-собственников, если у каждого своё видение арендной ставки? Что будет делать девелопер с общими зонами, если инвестор откажется платить OPEX Leakage? Очень много вопросов, а ответов рынок пока не предоставил.
В общем, вызов следующего года – всё это консолидировать и предложить рынку решение. Финансовый и управленческий риск – это самое очевидное, а как следствие – непонятный инвестиционный потенциал. Снизить риск – если только заниматься BTS-сделками в этом сегменте. Но, думаю, сегмент мелкой нарезки ещё не готов к таким сделкам.
Резюмируя: рынок офисной недвижимости продолжит получать в распоряжение большое количество офисов в мелкую нарезку в объектах класса «А», что должно положительно сказаться на уровне вакансии и частично закрыть этот вопрос. Однако для того, чтобы реализовать такой сценарий, должна появиться сила, которая начнёт консолидировать этот объём для структурирования и систематизации предложения для арендаторов, в противном случае мы получим «коммунальные квартиры» в офисах класса «А». У меня был опыт консолидации более тридцати собственников для сделки по купле-продажи, до бума этого типа инвестиций. Это была очень сложная структура, и процесс согласования занял очень много времени (если бы хотя бы один из собственников не захотел – сделка бы развалилась).
Кто не рискует
Ключевой риск с точки зрения инвестирования – изменения в конъюнктуре рынка, при которых ставки аренды могут снизиться, что не позволит инвестору получить ожидаемую доходность, констатирует Иван Соколов. «Однако в Москве не ожидается снижения арендных ставок на офисные объекты, – добавляет он. – Напротив, мы прогнозируем возможное ускорение их роста в ближайшее время. Полагаем, что сегмент, представленный офисными блоками на продажу, продолжит развиваться, а спрос останется высоким в следующие несколько лет». «Смотрите: все аналитики говорят о том, что большинство офисов сейчас строятся с целью продажи в нарезку или под штаб-квартиры, – рассуждает Дмитрий Тищенко. – Это приводит к тому, что на фоне возведения значительного объема новых бизнес-центров, в них просто невозможно арендовать большую площадь. Ни 2, ни 5, ни 10 тыс. кв. м. В результате потенциальный арендатор видит новое полупустое здание, пытается арендовать пару этажей, но выясняется, что площади распроданы нескольким собственникам, которые не способны договориться друг с другом. Решением было бы привлечение управляющей компании, иначе всё превратится в «шанхай». Например, у Becar PM есть большой опыт заключения таких договоров от имени более чем 150 собственников с крупными арендаторами нескольких тысяч квадратных метров. Эта практика у нас работает уже с 2016 года, мы уже довольно глубоко в этой теме, у нас есть качественное ПО с личными кабинетами инвесторов, где собственники видят все свои доходы и расходы. Им вообще не надо заботиться ни о чем, они просто получают деньги каждый месяц на свой счет, при этом арендаторы могут без проблем снимать большие площади. Ну и по сравнению с торговыми центрами, распроданными по кусочкам, в офисных зданиях соседство не так сильно влияет на привлекательность. Однако есть определенные собственники офисов, которые занимаются не совсем традиционными видами бизнеса, например, шоурумы сильно пахнущих веществ или с огромным трафиком специфической публики. Это может негативно сказывается как на показах пустых офисов, так и на арендаторах, которые могут отказываться от продления аренды, уже зная, какие соседи рядом. В общем, продавать такие офисы в нарезку девелоперу выгоднее, чем искать институционального инвестора. А вот дальше мелкие инвесторы, купившие эти помещения, видят все сложности управления ими, даже по сравнению со стрит-ритейлом или номерами в апарт-отелях. И вот те, кто не справятся, вероятно, даже потеряют при перепродаже».
Дмитрий Антонов убеждён: мелкая нарезка ещё покажет себя. «Мы видим множество рисков, – перечисляет он. – Например, точно не факт, что будущие собственники получат ту доходность, которую им продавали агенты, либо девелоперы, потому что, может быть, они покупали по одной цене, но вопрос в том, смогут ли они перепродать по той цене, по которой видят возможную сделку. Ведь единовременно на рынок выйдет большое количество предложений мелкой нарезки, а спрос – в любом случае ограничен. Да просто у нас нет такого количества малого бизнеса и частных небольших компаний, которым нужны в большом объеме офисы в мелкую нарезку. В итоге спрос будет не такой большой и доходность, которую обещают, скорее всего, достигнута не будет. Также соглашусь: маленьким компаниям, которые будут арендовать или покупать эти офисы, нужны помещения с отделкой, а будущие собственники будут получать эти помещения в бетоне: стоимость отделки сейчас очень высокая».
Елена Чернова парирует: риски управляемы, а часть из них можно минимизировать, разработав до начала продаж правила пользования для собственников здания. Такой документ, являющийся неотъемлемой частью договора купли-продажи (ДКП), должен регламентировать проведение отделочных работ, допускаемые материалы и правила эксплуатации. «Но, в любом случае, априори затруднены все совместные принятия решений на собрании собственников, – говорит Марина Толстошеева. – Также присутствует необходимость участвовать во всех юридически значимых делах по зданию, общему имуществу, земельному участку и конфликту интересов. Любой из собственников может оказаться потенциальным банкротом, а значит, в целом такие объекты несут больше рисков для потенциальных покупателей».
Елизавета Голышева, директор по стратегии и продажам Pridex Spaces: Мелкая нарезка – это рынок непрофильных инвесторов. Институциональные игроки традиционно заинтересованы в выкупе объекта целиком, что позволяет им сохранять полный контроль над активом. При этом «распродажа» бизнес-центров кусками, безусловно, негативно влияет на управление, именно поэтому крупные девелоперы, реализующие объекты блоками, создают собственные управляющие компании для систематизации процесса дальнейшего маркетинга и сдачи в аренду помещений и управления ими – формирования единого подхода. По сути, это аналог апарт-отелей, в котором УК обеспечивает инвесторам доход от сдачи в аренду их апартаментов.
Обновление классификации, в свою очередь, позволило бизнес-центрам, которые реализуются на продажу блоками, официально носить звание класса А – при соответствии всем другим параметрам. Это значительная поддержка девелоперов, строящих качественные объекты, ведь теперь они понятнее инвесторам в части их дальнейшей реализации и арендных ставок.
Сегодня на офисном рынке вообще самое большое разнообразие предложения за всю его историю, ориентированное на самую разнообразную аудиторию: аренда под отделку и с отделкой, покупка небольшими блоками и покупка зданий разных объемов целиком, покупка на ранней стадии проекта, где можно предусмотреть какие-то важные для заказчика изменения, и, наконец, гибкие офисы. При этом важно соблюдать баланс: когда идет перекос в одну сторону – а сейчас такой стороной с долей порядка 90% рынка является продажа офисов блоками, - это плохо для отрасли.
Мотивация девелоперов понятна: такой формат реализации обеспечивает быстрый выход из проекта, но встают вопросы о дальнейшей судьбе зданий, распродающихся по частям, и качества управления ими. Здесь все будет зависеть от девелопера: насколько он автоматизирует и цифровизирует процессы внутри здания, насколько будет открыт к инвесторам и готов помогать им в дальнейшей реализации этих площадей и т.д. Чем профессиональнее девелопер, тем более устойчивым будет такой объект.
Ну и очевидной проблемой рынка сегодня являются корпоративные клиенты с крупным запросом - от 3 тыс. кв. м. Предложения для них нового не строят, в существующих объектах критически снижается вакантность – до рекордных 5%. Сложно представить, что такие компании серьезно будут рассматривать здания, распроданные в нарезку, так как им придется собирать нужный объем у нескольких владельцев. Это в том числе значительные юридические и эксплуатационные риски. Пока, конечно, это дискуссионный вопрос. Но последствия такого перекоса мы уже наблюдаем в значительном росте ставок аренды, особенно в востребованных локациях и профессиональных, качественных зданиях.
Мы вам покажем
Марина Толстошеева рекомендует – в идеале – всё-таки не «распылять» объект на совсем мелкие юниты, чтобы в итоге не получить целую армию собственников, которые никогда не смогут договориться. Важно, чтобы у управляющей компании были полномочия не только управлять, но и распоряжаться общим имуществом объекта, подчёркивает она.
Сергей Любимов одним из существенных рисков называет проведение незаконной перепланировки. В процессе преобразования больших офисов в небольшие помещения собственники могут нарушать строительные нормы и правила, поясняет он. Например, недостаточное внимание к проектированию, слабо реализованные системы эвакуации, несанкционированные изменения в здании могут привести к штрафам и даже к требованию о восстановлении первоначального состояния. В случае, если такие изменения не были согласованы с местными органами власти, они могут стать причиной юридических споров.
Кроме того, в связи с необходимостью соблюдения новых стандартов в Москве собственникам необходимо внимательно следить за соответствием зданий новым требованиям. Невыполнение таких стандартов может привести к штрафам, необходимости проведения дополнительных улучшений или даже закрытию здания для арендаторов, если оно не соответствует установленным нормам. Также возможно, что собственники могут столкнуться с юридическими проблемами, если изначальная классификация или деление пространства на малые офисы не соответствует новым правилам.
Не стоит упускать из виду и нарушения налогового законодательства. При делении помещений на мелкие блоки могут возникать сложности с налоговым учетом и декларациями. Некорректное оформление сделок или несоответствие налоговых обязательств требованиям законодательства может привести к штрафам и судебным разбирательствам.
Для минимизации рисков в сделках с мелкой офисной недвижимостью стоит придерживаться следующих рекомендаций, резюмирует Сергей Любимов. Во-первых, соблюдение правил оформления перепланировок и улучшений. Прежде чем приступать к делению офисных помещений, важно обеспечить полное соответствие проектных изменений строительным и санитарным нормам, а также получить необходимые разрешения. Это поможет избежать проблем с органами надзора в будущем. Для минимизации рисков, связанных с заключением договоров аренды, стоит регулярно консультироваться с юристами, чтобы составить четкие и детализированные условия аренды, которые учитывают возможные риски, такие как изменение стороны арендатора, досрочное расторжение и форс-мажорные обстоятельства. Важно провести проверку всех офисных объектов на соответствие новым стандартам классификации (например, офисов класса B и C), чтобы избежать штрафов и обязательства по внесению изменений.
Елена Фотеева, юрист практики недвижимости и строительства SEAMLESS Legal: Инвестиции в коммерческую недвижимость в виде так называемой «офисной нарезки» могут иметь не только финансовые и управленческие, но и сопряженные с ними юридические риски. Например, потенциальные арендаторы небольших офисных помещений чаще настаивают на заключении краткосрочных договоров аренды, что повышает «текучесть» арендаторов и не отвечает интересам инвесторов, которые рассчитывают получать постоянный арендный доход.
Кроме того, «мелкая нарезка» офисов усложняет управление коммерческой недвижимостью в целом. В такой ситуации сложнее достичь консенсуса по вопросам использования общего имущества и разграничения эксплуатационной ответственности. В случае же какого-либо происшествия (пожара, аварии, кражи) трудно установить виновное лицо.
Применительно к общему имуществу в нежилом здании также напомним, что в силу закона оно находится в долевой собственности всех собственников помещений в таком здании. По общему правилу, по вопросам владения, пользования и распоряжения общим имуществом собственники принимают решения большинством голосов.
Как правило, земельный участок, расположенный под зданием, также принадлежит собственникам помещений на праве общей долевой собственности или на праве аренды. Порядок использования земельного участка в таком случае определяется либо в соглашении собственников или в договоре аренды с множественностью лиц на стороне арендатора.
Долевое участие