Основной рост рынка произошел за счет фондов складской недвижимости. По оценке Accent Capital, стоимость их чистых активов (СЧА) выросла за квартал на 14%, до 24,2 млрд руб., а доля на рынке достигла 56,4%. Небольшой рост отмечается в сегменте офисной недвижимости, доля которой выросла до 6,7% (2,86 млрд руб.). Вместе с тем резко снизилась доля торговой недвижимости — до 36,9% (15,82 млрд руб.).
Впрочем, основные испытания для рынка еще впереди.
В числе наиболее пострадавших могут оказаться ЗПИФы с активами торговой недвижимости, которая не смогла полностью восстановиться после пандемии.
По словам Андрея Богданова, снижение покупательской способности и трафика, уход иностранных брендов, повышение операционных издержек магазинов и прекращение открытия новых точек — все это будет крайне болезненным для торговых центров, особенно крупных. Особняком могут стоять стрит-ритейл вне центральных торговых улиц. «Проекты стрит-ритейла более устойчивы к нынешнем кризисам, из этого сегмента не ушли арендаторы так массово, как из торговых центров. Поэтому стрит-ритейл не ждет значительное проседание ни по ставкам, ни по вакансии»,— считает инвестиционный директор группы «Тринфико» Артем Цогоев.
Уход западных компаний ударит и по остальным сегментам, но менее значительно. По оценке управляющего партнера Knight Frank Russia & CIS Алексея Новикова, на рынке офисной недвижимости Москвы совокупная площадь, арендуемая компаниями, публично заявившими в марте о «заморозке» активности или завершении бизнеса в России, составляет около 400–500 тыс. кв. м. Однако только малая часть из них освобождает свой офис и полностью останавливает операционную деятельность.
В фаворитах пока останется логистическая недвижимость как за счет повышенного спроса, так и с учетом минимальных свободных площадей.