В правительстве рекомендовали регионам дать места для торговли малому и среднему бизнесу у торговых центров. Такой механизм был бы интересен фермерам и кооперативам, но вызывает вопросы у ТЦ, опасающихся снижения доходов магазинов
Вице-премьер, глава Минпромторга Денис Мантуров рекомендовал региональным руководителям организовать работу по открытию киосков и других нестационарных объектов для товаров российских производителей у входов в торговые центры и магазины. Соответствующая рекомендация за подписью Мантурова была разослана по регионам 11 января 2023 года (копия документа есть в распоряжении РБК). Подлинность документа подтвердили в аппарате зампреда правительства.
Мера нужна, чтобы создать условия для сбыта продукции отечественных производителей и фермеров, и дана для реализации выпущенного еще в начале 2021 года распоряжения правительства, в котором идет речь о мерах обеспечения продовольственной безопасности, стимулировании предпринимательской активности и расширении возможностей сбыта отечественной продукции.
Правительство предлагает использовать для продвижения продукции отечественного малого и среднего бизнеса покупательский трафик крупных торговых центров и магазинов, разместив у входов в них нестационарные торговые объекты (к ним относятся, в частности, павильоны, киоски, палатки, лотки и автолавки), следует из документа. Мантуров перечисляет широкий круг предпринимателей, которым рекомендуется предоставить места для торговли у магазинов, — это производители сельскохозяйственных и продовольственных товаров, в том числе фермеры, производители текстиля, одежды и обуви. Предоставлять торговые места предлагают без проведения торгов, на льготных условиях или на безвозмездной основе.
В пресс-службе Минпромторга в ответ на запрос РБК подчеркнули, что документ носит рекомендательный характер. «Схему размещения нестационарных торговых объектов разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления», — уточнили в ведомстве, добавив, что размещение предполагается «снаружи, на муниципальных землях».
Хотя направленное главам регионов предложение позиционируется как рекомендательное, в документе указано, что до 1 июля 2023 года региональные власти должны предоставить в Минпромторг доклад с приложением фотоматериалов нестационарных торговых объектов, размещенных возле входов в магазины и торговые центры.
Что говорят регионы
Некоторые региональные правительства, по данным РБК, уже начали работать над исполнением рекомендации.
В аппарате губернатора Краснодарского края РБК сообщили, что краевой департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя прорабатывает решение этого вопроса. В министерстве промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области также подтвердили, что получили рекомендацию и работают над ней. В департаменте информационной политики Свердловской области отметили лишь, что существуют разные варианты размещения малоформатных торговых объектов. «Каждый торговый центр определяет самостоятельно формы размещения, график работы и иные условия взаимодействия», — указали в пресс-службе.
В Тульской области торговые центры и сетевые магазины предоставляют малым и средним предпринимателям места для реализации продукции собственного производства, исходя из своих возможностей, уточнили РБК в правительстве региона. Такие места располагаются как в самих зданиях торговых центров, так и в непосредственной близости от входа в торговые объекты, добавили в пресс-службе областного правительства.
Власти Волгоградской области попросили предоставить места для нестационарных торговых объектов «на договорной основе» непосредственно руководителей сетевых розничных магазинов и торговых центров. Копия обращения комитета промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области к руководителям ТЦ и сетей есть в распоряжении РБК, его подлинность подтвердил источник на рынке ретейла. В администрации Волгоградской области на запрос РБК не ответили.
Как бизнес относится к рекомендации
Механизм, дающий возможность получить место для нестационарного торгового объекта возле торговых центров или крупных магазинов на льготных условиях, был бы интересен фермерам и кооперативам, которые самостоятельно реализуют свою продукцию, говорит председатель совета Союза сыроваров Олег Сирота. Но он сомневается, что практика станет массовой: «Во многих регионах рядом с такими объектами земля находится в частной собственности, а муниципальная уже занята другими объектами торговли, с которыми заключены долгосрочные договоры. Так что это единичные случаи, когда есть возможность поставить нестационарный объект, в лучшем случае можно поставить автолавку или фуд-трак», — объясняет Сирота.
Если при исполнении рекомендации будет проведена комплексная индивидуальная работа с предпринимателями и «тонкая настройка» крупных торговых мест, некоторые сетевые магазины и ТЦ смогут получить полезное дополнение — синергетический эффект с общим увеличением продаж, считает управляющий директор Российского совета торговых центров (РСТЦ) Олег Войцеховский. Но «обязаловка не применима»: размещение нестационарных торговых объектов должно вписываться в концепцию торговых мест, чтобы новые торговые объекты не ожидали, что «получат трафик на благоустроенной территории, то есть придут на все готовенькое и отнимут часть прибыли «наторгованного места», подчеркивает эксперт.
Опасение, что власти примут решение о размещении таких торговых объектов в одностороннем порядке, выразила гендиректор волгоградского ТЦ «Ворошиловский» Надежда Васильева. «Понаставив киосков, обесценят ТЦ как объект. Это будет совершенно не эстетично и неуправляемо и, как следствие, снизит доходность, а для бюджета снизит поступление налогов. Страшно представить ТЦ с этими избушками у центрального входа», — сказала она.
Нестационарные торговцы фактически будут пользоваться результатами маркетинга крупного ретейла и девелоперов ТЦ, а в каких-то случаях — загораживать витрины и фасады, продолжает Войцеховский. «Неизбежно придется учитывать хотя бы базовые требования урбанистики и дизайна. Никто не отменит и требований по поддержанию территории в чистоте и обеспечению безопасности. Кто будет всем этим заниматься и кто выделит бюджет, не вменят ли данные требования крупноформатной торговле?» — рассуждает он. Кроме того, Войцеховский обращает внимание, что распоряжением настоятельно рекомендуется предоставлять торговые площадки на льготных условиях или даже безвозмездно. «Что изначально создаст им значительные конкурентные преимущества перед стационарной торговлей», — убежден эксперт.