Гендиректор DNA Realty Антон Белых замечает, что большой объем невостребованных площадей сейчас сформировался на вылетных магистралях и Садовом кольце: если объекты находятся далеко от метро, они лишены трафика, и собственники вынуждены постоянно снижать цены.
Никита Корниенко объясняет, что собственники объектов стрит-ритейла на первых этажах жилых домов выходят на рынок с ожиданиями, сформированными застройщиками.
«Им продают помещения, обещая арендную ставку на уровне 4 тыс. руб. за 1 кв. м в месяц, эту цену владельцы помещений выставляют в объявлениях, дальше понимают, что на нее никто не готов, и начинают снижать»,— говорит он. Эксперт рассчитывает на дальнейшее сокращение ставок аренды по переоцененным помещениям стрит-ритейла, но предупреждает, что этот процесс небыстрый, поскольку застройщики продолжают реализовывать объекты дорого. Господин Белых считает, что локальные снижения цен в спальных районах обычно обусловлены единовременным выводом на рынок большого числа лотов в одном районе либо появлением неликвидных вариантов, расположенных в старом жилом фонде.
Согласно данным Simple Estate, стоимость продажи объектов площадью до 300 кв. м сейчас составляет 433 тыс. руб. за 1 кв. м, сократившись за год на 2,9%. Помещения больше 300 кв. м, напротив, подорожали на 6%, до 251 тыс. руб. за 1 кв. м. Директор направления стрит-ритейла NF Group Ирина Козина констатирует, что инвесторы традиционно ориентируются на доходность объектов. В сегменте помещений до 300 кв. м ставка капитализации, по данным Simple Estate, за год сократилась в среднем на 0,3 п. п., до 7,5% годовых, от 300 кв. м — на 0,5 п. п., до 8,1%. Ирина Буренко считает, что стрит-ритейл воспринимается покупателями «скорее как консервативный продукт, не предполагающий сверхдоходов».
Александра Мерцалова