Не выходи из комнаты
На руку, как торговым центрам, так и фудкортам продолжают играть полузакрытые границы, сложности с путешествиями и продолжающий дорожать отдых в России. В этих условиях запрос на качественные площадки с более приватными посадочными зонами, а также галерейные рестораны и кафе в моллах всё-таки растёт – именно они могли бы закрыть потребительский запрос на гастротуризм, подчёркивают собеседники CRE. «Такие уже давно открываются – например, рестораны площадью от 300 до 700 м; рестораны сегмента «средний+», – перечисляет говорит Дмитрий Томилин. – Есть и интересные примеры запуска собственных ресторанных проектов в рамках девелоперских групп – например, у «Ташира». И всё это – как раз попытка предложить клиентам внутри страны те впечатления, которые раньше они получали за границей». «Миллениалы любят небольшие семейные рестораны или рестораны с концепцией блюд разных кухонь в одной локации, – соглашается Марина Толстошеева. – Но и этот тренд тоже, скорее всего, носит временный характер, ведь следующее поколение уже вносит свои коррективы. Молодежь предпочитает глобальное объединение и соучастие в мероприятиях, которые соответствуют их представлениям о еде, отдыхе, отношению к экологии и проектам устойчивого развития. Так что вряд ли более камерные варианты общепита смогут в полной мере заменить или вытеснить большие открытые пространства».
Татьяна Лялина, коммерческий директор ТРЦ «М5 Молл»: Устаревшая концепция фудкортов действительно стала менее интересной – это связано с активным развитием гастрономии в кафе и ресторанах, а также изменением посадочных зон.
В нашем торговом центре в конце прошлого года было полностью перестроено гастрономическое пространство, и теперь оно предлагает несколько зон для времяпрепровождения с детьми и друзьями, деловых встреч и отдыха. Есть сцена, большой сад с экзотическими растениями и зелёная зона с фонтаном.
Однако фудкорты, как концептуальный формат в составе торгового центра, останутся актуальными всегда. Концепция не является конкурентом гастрономии в виде атмосферных кафе или ресторанов, но отличается иным ассортиментным предложением, низким средним чеком, а также более коротким временем присутствия. После утомительного шоппинга посетителям важно найти пространство для отдыха и восполнения ресурсов.
Рынок коммерческой недвижимости все больше тяготеет к гибридным концепциям, объединяющим различный функционал в рамках одного проекта, поддерживает Мария Николаева, глава архитектурного бюро MAD Architects. «Городские технопарки интегрируются в жилую застройку и становятся частью общедоступной среды, в гостиничные объекты внедряются офисные блоки, бизнес-центры оснащаются продвинутыми общественными пространствами и трансформируемыми зонами, – перечисляет она. – Типология торговых объектов также эволюционирует в подобном ключе, а рядом с молами появляются собственные парковые зоны, спортивные площадки, на кровлях оборудуются места для отдыха. ТЦ становится чем-то большим, чем привычное место для совершения покупок: чтобы сохранять актуальность у потребителя на фоне бума e-commerce, объект должен предоставлять уникальный опыт. Универсальность становится ключевым фактором для поддержания стабильного трафика. Сейчас есть несколько сценариев трансформации фудкортов, но все они нацелены на то, чтобы превратить обычный перекус в развлекательный и эстетический опыт. Пожалуй, один из наиболее очевидных путей их эволюция – развитие гастрономических fast casual форматов, таких как фудхоллы. Кроме качественной еды, посетителей в них привлекает «продвинутая» общественная функция, активный событийный менеджмент, организация фестивалей, мастер-классов и т. п. Также пристальное внимание уделено пулу операторов, которые могут подбираться по специализированным критериям, например с акцентом на азиатскую кухню или экспериментальные гастроформаты. Далее по цепочке добавляются соответствующие архитектурные и интерьерные решения, цветовая гамма, декорирование и навигация. Таким образом, вместо разрозненных во всех смыслах уголков общепита, владелец ТЦ получает единое мультифункциональное пространство, где резиденты создают мультипликативный эффект привлечения трафика и увеличения среднего чека. Такие проекты сегодня открываются уже не только в моллах, но и в сравнительно небольших районных объектах, где общественная функция становится основным драйвером концентрации внимания жителей ближайших кварталов».
Смена концепций классических фудкортов в сторону фудхоллов может увеличить трафик примерно на треть, и обеспечить высокую степень повторных посещений, полагает эксперт. В районных центрах "Место встречи" вместо фудкортов развиваются фудхоллы, рассказывает Евгения Кузьминых, директор по управлению взаимоотношениями с арендаторами, ADG group. «И они давно стали одними из «якорей», – уточняет она. – Фудхоллы отличаются от фудкортов пулом арендаторов, а также организацией пространства. Площадь корнеров меньше, чем на фудкорте, а количество арендаторов, наоборот, больше. Тут, кроме того, меньше сетевых игроков и больше локальных. При этом средний чек в фудхоллах немногим выше по сравнению с фудкортами. По-другому организована и зона для отдыха: вместо привычных столов и стульев мы оформляем территорию так, чтобы создавать домашнюю атмосферу: мягкая мебель, стеллажи, картины, книги. Кроме того, есть отдельное пространство со сценой для проведения концертов и зона для выступления ди-джея. Мы развиваем этот формат в течение многих лет, и популярность только растёт: открыты шесть фудхоллов, и до конца года планируем открыть еще четыре фудхолла в наших объектах».
Евгений Саурин, руководитель проектов департамента стратегического консалтинга IBC Real Estate: Фудкортам пока не грозит ни устаревание, ни, тем более, смерть. Здесь уместнее говорить об изменении потребительских привычек и предпочтений аудитории торгово-развлекательных центров. В целом же сегмент F&B сохраняет «якорную» роль и иногда является одним из основных мотивов посещения ТРЦ.
Ну а видоизменение точек общественного питания – абсолютно естественный и закономерный процесс. Первую скрипку здесь призваны сыграть полноценные рестораны, которые могут размещаться, в том числе, в торговой галерее, а также фудхоллы. В первую очередь, такая эволюция связана с тем, что современные форматы предлагают не только качественную еду, но и новые впечатления. Кроме того, в фудхоллах посетители получают возможность открыть для себя новые и интересные концепции кухонь без долгого ожидания блюд, как, к примеру, в классических ресторанах.
«Современные концепции фудкортов, фудхоллов, гастропространств выглядят для посетителя гораздо интереснее и привлекательнее, – соглашается Резеда Садритдинова, коммерческий директор «Ритейл Парк 1». – Однако, принимая решение переводить ли классический фудкорт в какой-то «более изысканный» формат, надо, прежде всего, изучить качество своего трафика и клиента. Далеко не всегда такой переход будет оправдан, и иногда стоит остаться в концепции классического фудкорта, и, при необходимости, просто обновить мебель. Это особенно актуально, на мой взгляд, для объектов с высоким "пережидающим" и "пробегающим" трафиком, либо для объектов с уже сложившейся высокой конкуренцией со стороны существующих гастромаркетов. Так, например, если у вас объект на станции метро, рядом с ТПУ или вокзалом, то основная часть посетителей будет, либо "пробегающая", либо "на чемоданах". В этой ситуации, вкладываясь в «комфорт и уединение», вы не повысите значительно средний чек, не сможете сильно увеличить время пребывания на фудкорте. Да, вы улучшите сервис, но вот насколько это будет оправдано экономически, сказать сложно. С другой стороны, есть несколько региональных объектов, которые пришли к обновлению зоны фудкорта, как логическому этапу обновления торгового центра, и это в их случае было верным шагом. В итоге же наиболее интересно органичное сочетание классических фудкорт-концепций (включая "большую тройку") с новыми гастро-форматами».
Евгения Хакбердиева поддерживает: далеко не каждому объекту подходит замена фудкорта на фудхолл и другие «прогрессивные» концепции. «Это разные форматы, рассчитанные на разную целевую аудиторию, – поясняет она. – Они могут сосуществовать в рамках одного торгового центра, но должны быть разнесены либо в разные части объекта, либо на разные этажи. Фудхоллы ориентированы на клиентов в возрасте от 25 до 40 лет с доходами выше среднего. Они увеличивают количество посетителей в ТЦ, которые приходят не только за покупками, но и на мероприятия, проводимые на площадках фуд-холлов. Фудкорты же, как правило, намного более демократичный формат».
Хорошо забытое старое
В свою очередь, Ольга Летютина, генеральный директор УК «Столица Менеджмент», называет классический фудкорт по-прежнему самым посещаемым местом торгового центра. «Даже в объектах, испытывающих недостаток посетителей, в этой зоне всегда многолюдно, – сообщает она. – Но, конечно, времена, когда для привлечения качественной аудитории на фудкорт достаточно было иметь расторопный клининг, более-менее устойчивые столы и десяток разнообразных концепций, прошли. Сегодня нужны четкое зонирование посадочных мест под определенные концепции, выделение отдельных общих площадей с разным декором и меблировкой. Усиление брендовой идентификации на фудкорте вообще стало неотъемлемой частью развития фудритейла; рынок еды теперь намного более гибкий и клиентоориентированный, а управляющие компании более вдумчиво подходят к формированию пула арендаторов гастро-концепций, запуская отдельные разноформатные кластеры, работающие в синергии и генерирующие максимальный трафик. На мой взгляд, такой качественный скачок у фудкортов произошел как раз за счет новомодного развития фудхоллов, когда посетитель начал привыкать к более высокому уровню обслуживания и постоянному росту новых концепций, где развернулась конкурентная битва за клиента».