Одним из ключевых событий на рынке электронной коммерции стала реструктуризация крупнейшего игрока – Wildberries, напоминает Полина Афанасьева. В третьем квартале завершилось объединение компании с оператором наружной рекламы Russ. «В собственности Wildberries находится 3 млн кв. м складских площадей по РФ, что составляет практически 6% от общего предложения складов по стране (54 млн кв. м по состоянию на декабрь 2024 г.), – поясняет г-жа Афанасьева. – Поэтому решения, касающиеся реструктуризации таких крупных игроков, оказывают влияние на весь сегмент складской недвижимости». «А у нас на территории индустриального парка «Великий камень» Wildberries строит свой логистический комплекс, – рассказывает Андрей Алёшкин, партнёр, исполнительный директор NAI Belarus. – Площадь объекта озвучивалась разная: от свыше 120 тыс. кв. м до 136 и 140 тыс. кв. м. В любом случае, по нашим меркам, это – очень масштабный проект. Для его реализации застройщик на одном из заводов стройматериалов разместил спецзаказ на 813 бетонных колонн рекордных размеров: высота — 18,25 метра, масса — 16,5 тонны каждая. Так что масштабы и по площади, и по высоте можно представить. Агрессивная политика крупных российских игроков по экспансии вообще весь год оказывала значительное влияние на белорусский рынок. Что Ozon, что Wildberries стремительно наращивали сеть ПВЗ; потенциальным партнерам предлагали выгодные программы финансирования по открытию пунктов, продвигали специальные продукты для привлечения селлеров из числа белорусских торговых компаний и производителей».
Алексей Бездеткин, коммерческий директор Boxberry: В этом году Wildberries впервые начал привлекать партнеров для организации логистики, и это значимое событие. Ozon, Яндекс Маркет и МегаМаркет давно работают со сторонними компаниями, в то время, как Wildberries долгое время не шел на партнерство. В 2024-м ситуация изменилась, что однозначно откроет новые возможности для логистов.
Провалом года назову же мощные хакерские атаки. Особенно серьезно пострадал СДЭК: на восстановление ушло несколько дней, весь объем посылок нам пришлось экстренно брать на себя. Совместными усилиями удалось избежать тяжелых для клиентов последствий, но ситуация напомнила о том, как важно уделять внимание кибербезопасности.
Ну а прорыв года в e-commerce и логистике – запуск беспилотной магистрали для коммерческих грузоперевозок на трассе М-11 (от Москвы до Петербурга).
Важно отметить и результаты года других ритейлеров, добавляет Валерий Трушин, партнёр, руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate: «СберЛогистика» закрыла три сделки совокупной площадью на 440 тыс. кв.м на строительство СК в формате build-to-suit в Москве, а также склад площадью 80 тыс.кв.м построят для «ЛаМоды». «И не стоит забывать о сделке по аренде площадей IKEA маркетплейсом «Сбера» «Мегамаркет», — резюмирует Валерий Трушин. — Напомню, что это совокупно 400 тыс. кв.м площадей в 14 торговых центрах «Мега» в 11 регионах страны. И – очень хороший старт для того, чтобы начать занимать свою нишу».
Грузите бочками
На сегмент складов и логистики как Белоруссии, так и России весьма негативное влияние оказывали новые санкционные пакеты и закрытие большинства пунктов пропуска со странами Евросоюза, сообщает Андрей Алёшкин. Сейчас из четырнадцати ППК функционируют только пять. «И то – с серьёзными перебоями, — вздыхает эксперт. — Не секрет, что белорусская логистика, включая складской сектор, были заточены под работу именно с партнёрами из ЕС или под использование их портовой инфраструктуры в торговле с третьими странами».
Кроме того, в России прогнозируется новая волна инфляции и рост цен на товары из-за массовых проблем у грузоперевозчиков: с начала года их издержки увеличились примерно на 30% из-за роста ключевой ставки, повышающей лизинговые платежи. Растущие затраты приводят к тому, что грузоперевозчики досрочно возвращают тысячи машин, взятых в лизинг, и сокращают автопарки. Уже в 2025 году около 15% компаний могут обанкротиться. Прежде всего, речь идет о небольших и средних перевозчиках.
Ещё одним вызовом года стал утилизационный сбор на новую автомобильную технику, считает Евгений Смирнов. С 1 октября 2024 года он повысился в среднем на 70-85%. Индексация сохранится вплоть до 2030-го, а ежегодный рост составит от 10% до 20%, что напрямую отразится на стоимости автомобильных грузоперевозок. «Год был вообще был непростым, — соглашается Артем Смирнов, директор по развитию фулфилмент-оператора «Бета ПРО». — Увеличились логистические издержки, арендные ставки продолжают расти. Кроме того, отрасль продолжает испытывать острый дефицит складского персонала. В связи с этим компании были вынуждены несколько раз за год повышать уровень зарплат. Всё это, снова же, на фоне удорожания транспортной логистики и снижения маржинальности при торговле на маркетплейсах. При этом складов не хватает всем, а повышение ключевой ставки и все вышеуказанные факторы заставляют нас быть крайне осторожными с принятием решений о расширении, аренде или покупке новых площадей. В 2024-ом усилилась и тенденция к открытию собственных фулфилмент-центров среди средних и крупных игроков рынка электронной коммерции». «Логистические провайдеры, маркетплейсы и другие компании вынуждены конкурировать и просто биться насмерть за сотрудников и постоянно поднимать заработные платы,— поддерживает Гарольд Власов. — В 2024 году средняя зарплата складского линейного персонала в Московском регионе выросла примерно на 20% по сравнению с рекордным 2023 годом. Но в 2025 году работодателям придется увеличить зарплаты еще на 25%. При этом уже сегодня начинающий специалист может устроиться на должность кладовщика или водителя спецтехники и получать в среднем от 95 тыс. рублей в месяц. Дорогая аренда и высокие расходы на персонал неизбежно влекут за собой повышение тарифов на складскую обработку и хранение».
Евгений Смирнов оценивает рост стоимости рабочей силы в 2024-м в 25%-35%. «Кадровый голод неизбежно привел к росту цен на услуги по обработке товаров, — соглашается эксперт. — Конечно, большинство складских операторов были вынуждены внепланово индексировать тарифы для своих клиентов. И всё это – на фоне весьма ограниченного выбора локальных средств автоматизации. Перед средним бизнесом и даже некоторыми представителями крупного ритейла, которые использовали зарубежные сервисы по автоматизации складов и логистики, несколько лет назад встала задача развивать и (или) дорабатывать собственные ИТ-решения. К концу 2024 года некоторые игроки завершили основной объем работ по переходу на собственные разработки. Ну и ещё один вызов года – включение в систему «Честный знак» новых товарных групп».
Технологический процесс маркировки и перемаркировки различается между категориями, поясняет г-н Смирнов. В 2024 году мультикатегорийные склады продолжали адаптироваться к требованиям системы «Честный знак». Логистические операторы же управляли процессами «на местах» — по запросу клиентов маркировали стоки в больших объемах, меняли настройки WMS для корректной «привязки» товарной единицы к коду маркировки и системной передачи данных заказчику. Все игроки рынка – ритейлеры с собственными и арендуемыми площадями, маркетплейсы и логистические операторы, покупатели – столкнулись с последствиями отраслевых проблем, считает эксперт. В результате увеличились сроки оборачиваемости товаров; удлинилось логистическое плечо. Показательным стал ноябрь 2024-го: традиционно прибыльный сезонный период, на который продавцы маркетплейсов делали ставку, оказался менее результативным, чем годом ранее. Селлеры не смогли пополнить остатки по схеме FBO, так как отсутствовали свободные слоты, а стоимость приемки часто была с повышенным коэффициентом. Альтернативным решением могла бы стать схема FBS (у таковой три ограничения: из-за удлиненных сроков доставки карточки по этой модели индексировались в поиске хуже, чем товары, подключенные к FBO; региональные склады, работающие по FBS в соответствии с SLA, были в дефиците; маркетплейсы создавали условия, при которых тарифы зависели от скорости отгрузки заказов). «В октябре-ноябре 2024 года мы получали запросы от ритейлеров на присутствие в регионах операторов, которые смогли бы обрабатывать и доставлять заказы по FBS, – продолжает г-н Смирнов. – Это интересный феномен, который ярко проявился именно в конце года. Другое дело – действительно ли объема спроса со стороны ритейла и селлеров достаточно, чтобы при высокой ключевой ставке ЦБ логоператоры сейчас могли строить инфраструктуру в регионах. Скорее нет, чем да. Возможно, на перспективу будут рассмотрены другие форматы: например, интеграция самописных WMS на базе небольших региональных операторов для повышения уровня качества и скорости услуг. Однако движение логистических компаний в регионы будет зависеть от политических и экономических факторов, а также стратегий развития универсальных маркетплейсов».
Мария Мартынова, заместитель исполнительного директора «Курьер Сервис Экспресс»: 2024-й стал годом развития оптимизационных решений на фоне сильно растущих издержек бизнеса и невозможности безграничного увеличения конечной цены для потребителя. Чтобы повышать утилизацию складских мощностей, транспортных средств, производительность персонала, игроки рынка были вынуждены автоматизировать процессы путем внедрения WMS, TMS и иных технологий. В период дефицита кадров и площадей этот тренд проявился еще более активно.
Смена в составе акционеров СДЭК в результате продажи основателем компании своего пакета – пожалуй, самое яркое событие в логистике и e-commerce в 2024-ом.
Утраченные иллюзии: игроки надеялись на выход из ситуации глубокого дефицита линейного персонала, однако этого не случилось. При этом спрос на услуги курьеров увеличился за год более чем в два раза. Заработная плата таких сотрудников только за первое полугодие 2024 года поднялась на 30%.
Кроме того, не удалось избавиться и от проблемы, связанной с нехваткой складских площадей. Дефицит складов не только сохранился, но еще и усугубился за счет распространения на регионы, где в целом таких объектов всегда было немного. В то же время из-за «затоваренности площадей» (хранения излишних запасов впрок с учетом нестабильности поставок импорта), ранее занятые помещения не разгружаются. В связи с этим уже в 2024 году нехватка лотов в городах-миллионниках усугубилась востребованностью складов во всех регионах. Так, Центральная часть России удобна за счет приближенности к Москве и оптимальных логистических маршрутов; южные регионы востребованы из-за закрытых аэропортов и большого трафика грузооборота; Дальний Восток – из-за границы с Китаем и т.д. Несмотря на растущую себестоимость строительства (за 9 месяцев 2024-го она подорожала на 14%), продолжается активное инвестирование в эту отрасль. Ожидается, что по итогам 2024-го будет запущено на 3-5% больше площадей, чем в 2023 году.
Ну и ещё один тренд года – потребитель стал проще относиться к происхождению товара. Трансграничные покупки или продукция, ввезенная параллельным импортом, уже не ассоциируются с рисками и сомнениями. Сейчас покупателя не пугает, что вилка у фена будет требовать переходника, поскольку товар ориентирован на эксплуатацию в Азии. Хотя еще в 2022-2023 годах большая часть населения страны предпочитала «синицу в руках» по завышенной цене, сейчас же существенная разница в стоимости товара меняет CJM потребителя (карта пути клиента, которая наглядно отображает, как пользователь взаимодействует с продуктом).