Жизненная необходимость
Основное изменение в жизни населения, связанное с геополитической напряженностью – сокращение горизонта планирования, соглашается Елена Соловьева. Крупные покупки (авто, квартира, земельные участки) часть высокодоходной аудитории и часть аудитории «средней+» совершили в первые месяцы, после событий в феврале 2022 года. В целом же характерна тенденция к общей экономии на товарах и услугах, усиление так называемых рациональных мотивов при выборе. «Согласно нашим исследованиям, потребители в интервью отмечают, что стали меньше покупать электронику, бытовую технику (незначительно), товары для дома (значительно), а также одежду и товары для спорта (значительно), – перечисляет эксперт. – В самой крупной, востребованной категории товаров в ТРЦ респонденты выделили «одежду, обувь для взрослых». Но даже здесь мотивация покупки уходит в плоскость более рационального выбора; сокращение частоты покупки товаров данной категории связано как с экономией в целом, так и с уходом зарубежных брендов масс-маркета с рынка России». «Но электронику и бытовую технику в периоды нестабильности покупают, напротив, активно: в основном это ведь достаточно дорогостоящие товары, – парирует Александр Дедов, директор по маркетингу Ситилинка. – Причём, покупать заранее, опасаясь подорожания. Подобный бум спроса мы наблюдали в первой половине прошлого года. Сейчас спрос более привычный, но рынок изменился, продолжается замещение брендов на новые, покупатели также меняют свои предпочтения. Если раньше клиенты чаще выбирали один и тот же бренд техники, то после ухода с российского рынка многих производителей, пользователи, в первую очередь, ориентируются на нужные характеристики устройства. Сейчас они активно изучают альтернативные товары, в том числе, и совершенно новые для рынка бренды. Большим спросом пользуются СТМ, поскольку они ниже по стоимости, но не уступают по качеству. Например, в Ситилинке продажи только крупной бытовой техники SunWind в штуках по итогам 2022 года выросли более чем в 2 раза по сравнению с прошлым годом».
Все ищут аналоги, или – способы доставки привычных брендов (при сокращении частоты потребления), поддерживает Елена Соловьева. Однако спрос на товары российских брендов, например, всё ещё на этапе формирования – и слишком зависит от доступного предложения, как финансового (недорого), так и физического (легко найти). «Ассортиментная матрица меняется, необходимо делиться с пользователями экспертизой, помогать с выбором, – полагает Александр Дедов. – На нашем сайте, например, подробно описаны характеристики в карточках товаров, это особенно важно для онлайн-ритейла. Мы делаем обзоры на технику, тестируем ее, рассказываем в журнале Ситилинка об особенностях при выборе устройств, отвечаем на вопросы пользователей на нашем форуме и в соцсетях. В прошлом году некоторые компании в разных сферах бизнеса ограничивали программы лояльности, но мы понимали, что для клиентов сейчас важна выгода при покупке, и сохранили условия программы лояльности, полностью выполняли обязательства и даже упростили получение клубной карты. Если раньше она выдавалась после первой покупки, то с прошлого года участником программы лояльности покупатель становится сразу после регистрации, и уже первые заказы можно сделать более выгодно».
Многие арендаторы теперь уделяют намного большее внимание продвижению брендов (обширные рекламные кампании с привлечением медийных персон и пр.), поддерживает Резеда Садритдинова, коммерческий директор «Ритейл Парк 1». «Все чаще торговые марки запускают ребрендинг (например, Л`Этуаль, МТС), – добавляет она. – И, на мой взгляд, это хорошая и оправданная возможность обновиться, обратить на себя внимание, повысить лояльность клиента. Торговые центры тоже не остаются в стороне: период ограничительных санитарных мер закончился, мы должны быть про-активны, повышать лояльность аудитории, в том числе, за счет предложений для досуга и образования. Торговые центры сегодня – это, прежде всего, эмоции и опыт, и наша задача сделать этот опыт максимально полезным, а эмоции – максимально приятными».
Луиза Улановская, основатель Lanska Group, преподаватель НИУ ВШЭ, эксперт по клиентскому опыту: К началу 2023-го происходит постепенная адаптация покупателей к новым условиям. Однако последние три года показали, насколько сильно меняется их потребительское поведение. Снижение оборота розничной торговли в результате перехода населения на сберегательную модель потребления наблюдается уже несколько кварталов. Падение реальных располагаемых доходов, отказ от дорогостоящих покупок и даже сокращение расходов на ежедневные товары.
Пока нельзя говорить о смене тренда, а лишь о некоторой адаптации к новой реальности, когда люди привыкают жить в условиях неопределенности. Потребители адаптируются к новым условиям и меняют свой выбор: знакомые бренды всё чаще заменяются товарами СТМ, выбор конкретных магазинов обусловлен удобством сравнения цены или близостью к дому. А выбор в пользу дискаунтеров и маркет-плейсов иллюстрирует стремление сэкономить не только на конкретных товарах, но и на каналах продаж.
В итоге спрос перераспределяется внутри кошелька потребителя. Параллельно изменению покупательской способности происходит и изменение требований к новому клиентскому опыту. Ритейлерам и компаниям уже недостаточно просто предоставлять более качественный клиентский опыт. Надо создавать его, не выходя за ценовые рамки конкурентных предложений. Для достижения этих целей старые добрые клиентоцентричные модели работы необходимо дополнять цифровизацией всех покупательских трансакций. Изучать и оцифровывать клиентский путь, персонализированные предложения, создавать тонко настроенные предложения программ лояльности. Без цифровых решений вся деятельность по выстраиванию бизнеса вокруг клиента останется дорогостоящей игрушкой со сложно измеримым эффектом. Поэтому так стремительно развиваются технологии постоянной аналитики меняющегося покупательского поведения и разработки персонализированных предложений под каждый узкий сегмент потребителей. Жестокая правда 2023 года в устах покупателей звучит так: «Угадайте, что я хочу. Удивите меня. Предложите это мне. Но я куплю это только, если вы предложите мне цену ниже, чем ваши конкуренты»
Кружит земля
Ситуация на рынке остается турбулентной, и, несмотря на появление предвестников стабилизации, говорить даже о достижении «дна» слишком рано, резюмирует Александр Бражко, координатор федерального проекта #За честные продукты! «И если кризисный шторм состоит из нескольких волн, то «индекс губной помады» будет проявляться на первой, максимум на второй волне, – поясняет г-н Бражко. – Индекс, вероятно, может рассматриваться в естественных экономических циклах, при отсутствии вмешательства третьих лиц. Но, думаю, что не многие потребители предполагали, что будет не только третий, четвёртый, но и одиннадцатый пакет антироссийских санкций. В итоге покупатели дезориентированы, перестали планировать на «ипотечный» срок 10-15 лет; не понимают, что их ждет в ближайшие 1-2 года. Отсутствие стабильности в умах приводит к повышенной тревожности, спонтанности при принятии решений. Конечно, долго в подобном состоянии население находиться не может. После осознания и «привыкания» к изменившейся не только в России, но и в мире ситуации, произойдет стабилизация, и потребители будут в большей степени принимать рациональные решения. Да, статистические данные для подтверждения гипотез аналитиков сегодня приходят гораздо быстрее, но не позволяют увеличить качество прогноза развития ситуации даже в ближайшем будущем».
Пока же изменение структуры потребления, каналов продаж продолжают изменять покупательское поведение. Наличие выбора между маркетплейсами, брендами, ценовая конкуренция между продавцами дали возможность покупать традиционные товары по более низкой стоимости. «При так называемом аккуратном поведении покупателю нет надобности переплачивать продавцу, – уверен Александр Бражко. – Спонтанные покупки теперь гораздо меньше опустошают кошельки граждан, поскольку между заказом и получением товара есть временной разрыв. Усиление конкуренции в онлайне требует от бизнеса более внимательного отношения к клиенту, поскольку размещенные на сайтах, в мессенджерах отрицательные отзывы оказывают прямое и моментальное влияние на потребительскую аудиторию».
Андрей Капуста, директор по маркетингу бренда «Котофей»: «Индекс губной помады» продолжает работать именно в парфюмерии и косметике в натуральном выражении, при этом из-за импортозамещения западных брендов этот рост не столь виден в стоимостном исчислении. В остальных же категориях индекс практически не работает, доля импульсных покупок снижается.
Практически, для всех клиентов вырос уровень неопределенности в завтрашнем дне, совершенно точно потребительское поведение меняется. Это связано, в первую очередь, с изменением информационного поля, и, с осознанным, а зачастую – и неосознанным пересмотром «системы координат», базовых принципов отношения к жизни, снова же, при снижении степени прогнозируемости будущего.В итоге значительно растет запрос на честность предложений и оправдание ожиданий. Маркетинг становится менее агрессивным. Повышается приоритет запроса на стабильность со стороны потребителей.
До завтра
Игорь Коновалов, председатель правления группы «Инпром Эстейт», напротив, считает, что «люди перестали откладывать жизнь на завтра, и хотят полноценно жить здесь и сейчас». «Усталость от режима экономии и ожидания «лучших времен», рейтинги просмотра новостных программ (источников тревожных эмоций) упали в разы, – указывает он. – В период пандемии мы увидели резкое сокращение эмоциональных покупок и отложенный спрос, большие траты на лекарства, профилактику заболеваний и гигиенические товары. Аптеки фиксировали рекордные продажи. Без малого два года был период фобии публичных мест. Но пандемия ушла, и накопившийся спрос выплеснулся в экономику. Люди стали покупать дорогую одежду и обувь, реализовывать потребность в развлечениях, эмоциональных впечатлениях. В текущий геополитический кризис по группе индикативных арендаторов мы наблюдаем рост среднего чека, увеличение объема выручки и продаж в натуральном исчислении по многим товарным позициям. Чем это обусловлено? Кумулятивным фактором — увеличением заработных плат, пособий, выплатами военнослужащим. Эта денежная масса ощутимо вливается в экономику потребления. И – описанное выше изменение покупательской парадигмы».
«Чем хуже дела в бизнесе, тем больше люди уделяют внимание своему внешнему виду (что, собственно, и является индикатором в кризис), — добавляет Сергей Викулин, владелец и генеральный директор модного дома Raschini. - Потому и начинают использовать максимальное количество ресурсов для того, чтобы усилить вероятность достижения успеха в переговорах, подтверждения своего статуса, лидерства – внешним видом и одеждой. Если мы говорим о поведении женщин, то в кризис (а сейчас он совпал еще и с тем, что большое количество мужских особей были вынуждены покинуть ареал привычного обитания) на таком высококонкурентном рынке необходимо использовать более яркие инструменты для формирования собственной привлекательности, куда, собственно, и входит та самая красная помада. Но я хотел бы отметить еще один очень важный фактор, который имеет отношение, в частности, к «люксу»: в его основе на 90% в качестве неосознанной мотивации лежит так называемое «праздничное» потребление. Люди уверены в том, что завтра будет лучше, чем сегодня. Условно, денег сейчас нет, но мы все равно поддерживаем привычный объём потребления для того, чтобы как-то наполнять себя внешними атрибутами собственной значимости, поддерживать привычки, которые позволяют, так или иначе, «анестезировать» испытываемый стресс. В сегодняшних условиях, конечно, сложно говорить о том, что существует фактор, который этому способствует, потому как общее настроение покупать у людей, мягко говоря, сильно снизилось».
В подобных ситуациях на авансцену выходят такие потребности, как безопасность (потребление связано с тем, что люди стараются сохранить свои деньги, думая, что они последние в жизни), вложения в какие-то привычные и понятные консервативные активы (золото, недвижимость, валюты и т.д.), но точно не одежда, добавляет Сергей Викулин. В итоге попытка «размагнитить» эмоциональное состояние клиентов упирается в один из самых простых и лежащих на поверхности аргументов – настроения нет. И дело, по его словам, не в том, что за последние месяцы из России была вымыта большая часть всё того же «люксового» товара, закрылось значительное количество точек, «пустые окна которых вызывают ничего, кроме удручающего состояния». «Настроения нет – это то, что является результатом того достаточно мощного негативного фона, который как из брандспойта сыпется на головы наших соотечественников, — поясняет эксперт. — Клиенты «люкса» в принципе ведь делают покупки не потому, что им нечего надеть – они хотят пережить эмоцию. Но страх, тревога, неопределенность – это гораздо более сильные мотивирующие эмоции, нежели энтузиазм, радость и вдохновение, которые прямо им противоположны, — с ними большой дефицит. И это, в первую очередь, оказывает влияние на потребительское поведение. Резюмируя: средний срок адаптации к тем тяжелым последствиям, которые мы сейчас переживаем, составляет в социальной популяции приблизительно от 6 месяцев до 2 лет. Русский человек в принципе последние 300 лет перманентно находится в состоянии структурного кризиса: глобально – каждые сто лет, а по сути – каждые двадцать пять-тридцать. Поэтому мы в этом отношении адаптируемся гораздо быстрее, и оттого эффект компенсации наметился уже сейчас: люди понимают, что (история это показывает) даже в самые суровые периоды все равно существовало статусное потребление. Человеку необходима компенсация, определенного рода отдушина, которую дают так называемые эмоциональные, не вызванные необходимостью и нуждой покупки. Поэтому сейчас потихонечку мы начинаем наблюдать их рост».