По данным «Ромир», сейчас справиться со стрессом жителям России помогают прогулки на свежем воздухе (43%), общение с друзьями (39%) и вкусная еда (33%). Затем идут другие способы, включая шопинг – всего 14%. Учитывая повышенный уровень тревоги и переживаний, покупка любимых вещей или услуг – обычно один из действенных методов возвращения в привычную зону комфорта, подчёркивает Ольга Трошина, региональный директор по маркетингу департамента управления недвижимостью Nikoliers. «Но пока уровень стресса у потребителя продолжает усиливаться, ведь приходится замещать ушедшие бренды товаров, которые не всегда удается сразу найти, они могут не совсем соотноситься с ожиданиями качества, – перечисляет она. – Этот кризис действительно ведь не позволяет сделать корректное сравнение, поскольку ситуация с уходом брендов и заменой привычной ассортиментной матрицы потребителей сама по себе уникальна. Происходит глобальная смена привычек: в первую очередь, за счет всё того же роста уровня стресса, тревожности и экономической нестабильности, во вторую – за счёт нового формирования потребительской корзины. Модель сберегательного потребления, более хитрый и тщательный выбор товаров на разных площадках, в том числе, в онлайне, продолжают быть трендами в поведении покупателя».
На последнее влияет не только изменение покупательской способности, то есть снижение спроса, но и критическое в отдельных категориях сжатие предложения, соглашается с коллегами Татьяна Дивина, старший директор, руководитель департамента «исследования и аналитика», CMWP. «Парфюмерия и косметика, так же как и электроника – среди тех сегментов, которые оказались под наибольшим давлением в прошлом году, – напоминает она. – Многие привычные бренды заявили об уходе из страны и приостановке поставок, часть магазинов косметики были закрыты в течение нескольких месяцев. По данным Focus Technologies обороты операторов непродовольственной торговли в торговых центрах в 2022 году сократились на 2%».
Ещё одним отличием сегодняшней «ситуации неопределённости» от, например, аналогичной 2020 года – в том, что потребители, вместо погашения кредитных обязательств, окончательно перешли к модели сбережения. Доля денег на руках и сбережений в банках в структуре трат населения в 2022 году выросла почти в два раза относительно 2021 года (7,3% и 4,3%, соответственно). По данным Центробанка, объем наличных на руках потребителей к IV кварталу 2022 года составлял 1,4 трлн рублей, на счетах в банках – ещё 2,6 трлн рублей. «За эти деньги в ближайшее время торговые сети будут конкурировать с застройщиками жилья, в первую очередь, – прогнозирует Татьяна Дивина. – Но ситуация будет во многом определяться и тем, как быстро игроки смогут заместить ушедшие бренды и насколько эффективно смогут продвигать новые, неизвестные потребителю, марки. Различные форматы тест-зон в магазинах могут стать инструментом такого продвижения и стимулирования потребителя к покупкам. Развитие небольших форматов магазинов «ближе к потребителю» (за покупками не надо специально ехать, а можно зайти по дороге или в районе проживания), так же может стать одним из решений для ритейлеров, тем более, на фоне сжатия ассортимента».
Константин Анисимов, директор по маркетингу Fashion House Group: «Индекс губной помады» – эфемерный индекс, который показывает естественный спрос на косметику. Но для этой категории товаров характерна его эластичность, ведь не все и даже не всегда пользуются косметикой. Интерес зависит от трендов. Например, большие всплески потребления косметической продукции отмечались в 90-е и в начале 2000-х. Причем, в последнем случае не наблюдалось кризисных явлений, спрос был обусловлен именно модными тенденциями, что вполне естественно. Вот и сейчас, когда на дворе 2023 год, губную помаду используют далеко не все. В итоге как такового тренда нет. И я бы не сказал, что спрос на ту же губную помаду вырос или упал – в целом, косметику покупают, как и раньше. Не исключаю, что ее покупали бы и больше, будь шире ассортимент, а какие-то виды косметики, марки, не выросли бы так в цене.
Говоря же о динамике продаж, следует отметить, что сам по себе «индекс губной помады» не растет. Еще в марте 2022 года продажи на косметику упали, но больше не падают, и, снова же, не особенно растут. Сейчас идет медленное восстановление потребительской уверенности.
Что касается одежды, то в этом сегменте продажи идут вниз. Но не потому, что кризис и люди не могут позволить себе купить вещи, – покупательская способность как раз хорошая. Об этом свидетельствует и динамика такого показателя, как потребительская уверенность: мы наблюдаем стабилизацию спроса и даже увеличение покупательской уверенности в категории fashion – причем, довольно быстрыми темпами, фактически в двухзначном порядке. Так что про «индекс губной помады» можно говорить только при условии, когда падает цена на одежду при увеличенном спросе на косметику.
Резюмируя – меняется потребление, но не сам потребитель. Российские покупатели покупают те же товары, что и раньше. Если с прилавков исчезла какая-то косметика, то клиент ищет альтернативу. Однако люди не хотят отказываться от привычных брендов и продолжают искать и покупать их продукцию, даже, несмотря на рост цен и повышение среднего чека в магазинах. В этом смысле потребительское поведение намного активнее постпандемического уровня, то есть сейчас, например, хорошее время для возвращения брендов на российский рынок.