Игорь Левандовский, руководитель направления «услуги питания», отдел по поддержке арендаторов, MALLTECH, сообщает, что в декабре и в праздничные дни января традиционно растут трафик и обороты у всех заведений разных форматов в ТРЦ компании. «Прирост заметен как у представителей классического фаст-фуда, так и у ресторанов a la carte, у которых средний чек значительно выше, – указывает г-н Левандовский – Прирост оборота LFL категории в предновогодние праздники по нашим проектам составил порядка 30%. Посетители становятся всё более разборчивыми, теперь взаимодействие ресторанов с потенциальными клиентами начинается еще до посещения, через обзоры в социальных сетях или через отзывы на рейтинговых платформах. Клиент, кроме того, молодеет: поколение Z, которое постепенно занимает нишу главной потребительской аудитории, с рождения окружено современными технологиями и обладает уникальным подходом к потреблению, поэтому для заказов и оплаты они активно используют мобильные приложения, в которых можно сделать ресторанный опыт более персонализированным. Гости в целом хотят получить уникальный опыт, и трансформация региональных старых фуд-кортов в более современные форматы фуд-холлов тому хороший пример: клиенты теперь скорее отдадут предпочтение современным пространствам с продуманным дизайном, чем фуд-кортам с пластиковыми столами и стульями».
Наталья Коротаева, директор по управлению отношениями с арендаторами ADG group: Число визитов в наши фуд-холлы с 25 декабря 2023 года по 8 января 2024 года выросло в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Так, количество посетителей фуд-холла в «Место встречи Ангара» увеличилось на 17%, а в «Место встречи Будапешт» – на 12%.
На это повлияла и новогодняя программа – в декабре и в праздники мы провели серию мероприятий, многие из которых прошли в фуд-холлах. Всего в фуд-холлах в четырех районных центрах «Место встречи» в предновогодний и праздничный период состоялось 28 мероприятий для посетителей разных возрастов. Это были детские анимации и шоу, вечера с живой музыкой и DJ-сетами, праздничные концерты и постановки, а также квизы и мастер-классы. Средняя сумма чека составила 700 рублей – это на 11% больше, чем в обычный период, и на 7% больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
В отличие от привычных фуд-кортов в торговых центрах, фуд-холлы располагают к тому, чтобы клиенты приходили туда чаще и задерживались на более длительное время. Еще одно преимущество фуд-холлов – возможность проводить там мероприятия, что дает посетителям дополнительные возможности досуга.
Крошки с картошки
Между тем, доходы населения продолжают падать, цены – расти, однако повышать стоимость блюд и напитков рестораторы бесконечно не могут. «И порции уменьшают, и, конечно, играют с маркетингом, – перечисляет Дмитрий Томилин. – Но – всё чаще и все пристальнее смотрят на себестоимость, стараются упростить часть блюд за счет использования более дешевых/доступных ингредиентов».
На уменьшение порций или запуск акционных, комбинированных предложений пойдут сегодня очень немногие игроки, парирует Александр Лунин. Остальные, по его словам, выбирают другие стратегии: заключение договоров напрямую с производителями и фермерами для оптимизации закупок, использование ингредиентов текущего сезона, анализ и минимизацию отходов пищевых продуктов, а также разработку нового меню с использованием менее дорогих, но качественных ингредиентов. «Конечно, люди теперь в целом перераспределяют расходы, и начинают больше смотреть на цены, оптимизировать бюджет, обращают внимание на концепции, которые предлагают более вариативный подход к досугу, выбору напитков и блюд, – поддерживает Глеб Марач. – Но это было и в 2022 году. И тут бы я ещё сказал: доходы не падают, но не успевают настолько быстро расти, насколько растут цены. Влияет и курс доллара, и доступность тех или иных продуктов, санкции и пр. Как с этим обходятся рестораторы и рестораны? Все по-разному. Например, большая часть нашего бизнеса – рестораны True Cost. Это концепция честных цен с платой за вход и напитками и блюдами практически по себестоимости. И в данном случае для наших гостей рост цен не так заметен, потому что наценка существенно меньше, чем в классических заведениях. Здесь мы особенно ничего не делаем, потому что для наших гостей цена всё равно останется более чем комфортной. Что касается наших ресторанов, которые работают по классической модели, то я бы не сказал, что и здесь мы прибегаем к каким-то ухищрениям: поднимаем цены достаточно планомерно, с поправкой на изменения наших собственных, поэтому заниматься маркетинговым камуфляжем ситуации, на мой взгляд, не очень честно по отношению к гостям».
Ценовой фактор для российских клиентов становится всё более важным, резюмирует Глеб Марач. «Мы очень хорошо это видим по позитивной динамике того же True Cost – получив приток гостей, которые раньше не ходили в True Cost, а сейчас идут туда, чтобы оптимально расходовать бюджет, – поясняет он. – Также интересно наблюдать влияние фактора недоступности привычных продуктов и напитков на потребительские привычки. Люди не готовы полностью от них отказаться, поэтому корректируют, ищут альтернативы. Например, с подорожанием или уходом части популярных марок виски, многие перешли на джин или вино».
Сдерживание инфляции за счет собственной маржи, оптимизация меню и переход на локальных поставщиков – только верхушка айсберга всех решений, которые внедряли рестораторы, подчёркивает Игорь Левандовский. Среди других мер эксперт называет диджитализацию и запуск новейших IT-решений для управления бизнесом, точечную работу с брендами non-food по кросс-акциям и работу с программами лояльности.
Впрочем, для ресторанов «среднего+» сегмента рост цен пока не стал проблемой, считает Дмитрий Томилин. «Эти клиенты теперь не имеют возможности часто выезжать куда-то на отдых, в ту же Европу, как они делали это раньше, и одна из немногих оставшихся возможностей развлечься, помимо театров и музеев – сходить в ресторан и вкусно поесть, – поясняет г-н Томилин. – Наоборот, в 2023-м мы наблюдали постоянное расширение ресторанных предложений, на которые народ с удовольствием откликается. Конечно, клиент хочет новых концепций, и многие открывают их, те же Зарьков или Пинский – люди любят их проекты, сразу начинают посещать».
Ищу тебя
Показательно, что на фоне последних лет 2023-й оказался самым стабильным для российского ресторанного рынка, констатирует Глеб Марач. Среди основных сложностей, с которыми пришлось столкнуться игрокам, эксперт выделяет курс рубля, проблемы с доступностью продуктов, алкоголя и расходных материалов. Острым остаётся и кадровый вопрос. «Сама проблема кадров, конечно, не новая, она преследует нас с 2014 года, каждый год преподнося новые сюрпризы, – вздыхает г-н Марач. – Серьёзные изменения произошли в пандемию, когда наблюдалось кардинальное перераспределение линейного персонала из ресторанов в другие сферы – строительство, курьерские службы, такси. И в период выхода из пандемии, когда рестораны смогли вновь открыться, найти людей в команду оказалось очень тяжело, а условия оплаты труда значительно изменились. Следом на рынок кадров (линейного персонала, менеджеров и топ-менеджеров) влияние оказала СВО и последующая мобилизация. Среди высшего звена и руководящего состава многие сотрудники приняли решение о переезде. Ну а в 2023 году – ситуация с курсом доллара. Большая часть линейных сотрудников общепита – это люди, приехавшие из других стран, и основную часть дохода они отправляют на родину своим семьям. В ситуации, когда курс валют по отношению к рублю сильно вырос, для них целесообразность работы здесь существенно снижается».
Как с этим справляются работодатели? Увеличивают ставки, ищут альтернативные инструменты поиска сотрудников, выделяют больше ресурсов на обучение и переквалификацию тех специалистов, которые не имели опыта работы в ресторанном бизнесе, перечисляет эксперт. «Одновременно с упомянутыми событиями есть ещё массовый отток западных игроков, в том числе магазинов одежды и сферы розничной торговли, – напоминает Глеб Марач. – Сотрудники всех этих компаний в какой-то момент тоже начали искать работу. А это – колоссальное количество специалистов в разных областях, которые какой-то период жили на накопления и полученные компенсации, а потом начали искать работу. Многие из них пришли в ресторанную сферу, поэтому на их поиск и обучение затрачивается достаточно большой ресурс».
Вадим Уралов, старший консультант департамента e-commerce, EdTech, Restaurants&QSR Kontakt InterSearch Russia: 2023 год выдался непростым для ресторанного рынка – наблюдался сильный кадровый голод, связанный со скачком курса валют, что повлекло за собой снижение доходов трудовых мигрантов и, как следствие, их отъезд из России в Турцию и другие страны. Сейчас нехватка персонала оценивается в 20-30%. Рестораторы пытаются решить эту ситуацию с помощью увеличения зарплат, но это сильно не поможет ситуации, так как конкуренты попросту будут перекупать персонал друг у друга, при том, что общепит не является предпочтительным для работы персонала – многие выбирают работу в курьерской службе, так как там заработки выше. При всем этом, ресторанный рынок остается растущим, в том числе, на фоне отсутствия конкуренции с кинотеатрами. Поэтому стоит ожидать активного найма квалифицированных HRD, которые будут решать проблему текучки, найма и мотивации персонала.
Русское поле
По словам Александра Лунина, в 2023-м на 11% повысился спрос на рестораны северорусской кухни или с блюдами северорусской кухни в меню. На 8% вырос интерес к мексиканской кухне, на 23% увеличилась посещаемость заведений с кавказской кухней. А вот итальянская и французская кухни удержали аудиторию только в премиальном сегменте.
Глеб Марач указывает на рост интереса к японской и паназиатской кухне, как в премиальном, так и в среднем ценовом сегменте, и в фаст-фуде. «В последнем выросла популярность K-pop направления, аниме, – поясняет он. – Если говорить о моде на Азию в сегментах «средний» и «выше среднего», то здесь все циклично. Раньше в заведениях фокусным продуктом были суши и роллы, а сейчас популярен формат изакая. Наблюдается и самый высокий за последние годы интерес к греческой кухне. Отдельно отмечу новую волну в развитии рынка кофеен, которая продолжится и в 2024 году. Наступивший год вообще станет годом перераспределения гостевого потока от старых концепций, которые существуют годами и даже десятилетиями, но замерли в развитии, в проекты, которые готовы подхватывать тренды, слушать аудиторию и быстро адаптироваться к условиям рынка».
Скорее всего, часть инвесторов в сфере общепита продолжат экспериментировать с концепциями, соглашается Елизавета Ильюхина. Сохранится и бум ресторанов в рамках фуд-холлов, которые всё активнее перебираются из центральных районов городов в спальные и пригороды.