Все статьи

«Все закончилось 13 июня»: как новые антиковидные ограничения повлияли на бизнес торговых центров и их арендаторов

Опубликовано в Forbes

02 /07 2021

За первое полугодие этого года торговым центрам практически удалось восстановить трафик, но ограничения работы фуд-кортов и детских развлекательных центров опять его обрушили. Теперь арендаторы и собственники снова вынуждены вести переговоры о скидках.

Трафик в торговых центрах России неплохо восстанавливался все I полугодие 2021 года и в среднем достиг 85-90% по отношению к допандемийному 2019 году, рассказал в беседе с Forbes Булат Шакиров, президент Союза торговых центров России, Белоруссии и Казахстана. По словам эксперта, некоторые единичные ТЦ даже восстановили трафик полностью.

Менее оптимистичную картину представляют расчеты консалтинговой компании Watcom. Shopping Index, который отражает количество посетителей на 1000 кв. м торговых площадей, показывает, что в целом по России по итогам I полугодия этого года трафик в торговых центрах снизился на 16,5% по отношению к аналогичному периоду 2019 года. Москва за I полугодие недосчиталась 17,6% посетителей по отношению к I полугодию 2019-го, Санкт-Петербург — 17,8%.

Наибольший рост посещаемости пришелся на длинные выходные с 1 по 10 мая. Например, в Москве в этот период Shopping Index восстановился почти на 95-96% к показателям 2019 года, в Санкт-Петербурге — на 94,5%. Помогла плохая погода, пояснили в Watcom: люди вернулись с дач и пошли в торговые центры. «Все показатели действительно стабилизировались в сравнении с 2019 годом. После локлауна был пик торговли, потом постепенно все приходило в норму — и конверсия, и продажи приходили к нормальным показателям с учетом сезонности», — подтверждает Максим Лепендин, коммерческий директор московского ТРЦ Columbus. Но так было лишь до 13 июня.

Ни поесть, ни поиграть

С января по июнь обороты наших точек примерно на 15% превышали показатели 2019 года, но все закончилось 13 июня, сетует Михаил Гончаров, основатель сети «Теремок» (у него в ТРЦ работает более 100 точек). В связи с ростом заболеваемости COVID-19 в стране началась волна ограничительных мер. По распоряжению столичных властей в Москве с 13 июня ввели запрет на посещение фуд-кортов и детских развлекательных центров, в Санкт-Петербурге аналогичные меры вступили в силу с 17 июня, напоминает Булат Шакиров. Наиболее строгие ограничения на данный момент введены в Бурятии, где с 27 июня по 11 июля объявлен полный локдаун — торговые центры закрыты полностью.

В выходные 12 и 13 июня, когда было введено ограничение на работу фуд-кортов и детских развлекательных зон в Москве, Shopping Index сразу снизился почти на 10% по сравнению с предыдущими выходными (5-6 июня). В Санкт-Петербурге 19-20 июня падение составило в среднем 15% по сравнению с предыдущими выходными (12-13 июня). В больших объектах с крупными развлекательными зонами и фуд-кортами падение было больше, отметили в Watcom.

Сами владельцы торговых центров отмечают даже более сильное падение трафика. «Падение посещаемости в нашем ТРЦ «Вива», где есть и детские развлекательные центры, и кафе, и общепит за период с 14 по 29 июня составило порядка 24% по сравнению с показателями предыдущего месяца», — говорит  управляющий активами торговой недвижимости Accent Capital Светлана Кузьмина.

Светлана Кузьмина Директор департамента торговой недвижимости

«В среднем во второй половине июня этого года по сравнению с соответствующим периодом докризисного 2019 года трафик в наших торговых центрах упал на 10-20%, — говорит коммерческий директор MALLTECH Мария Дриц. —  Это связано с некоторыми ограничениями, которые действуют в данный момент. В Санкт-Петербурге с 17 июня закрыты точки островной торговли, фуд-корт работает только на вынос, а в кинотеатре допускается 50%-ная заполняемость. Ограничения существенные, поэтому трафик с 17 по 29 июня этого года упал на 20,5% относительно сопоставимого периода 2019 года».

«Ограничения, введенные на работу фуд-кортов и островков, привели к снижению трафика в нашем торговом комплексе на 5-10%», — рассказывает директор департамента торговой недвижимости PPF Real Estate Russia (собственник ТК «Невский Центр») Екатерина Трушлякова.

По мнению арендаторов, и до ограничений I полугодие было не слишком хорошим, а антиковидные меры только усугубили ситуацию. «Первое полугодие — это рост и падение, нестабильность и нервозность», — рассказывает генеральный директор компании Baon Илья Ярошенко. По его словам, в самом  начале года было падение продаж, связанное с ростом заболеваемости коронавирусом, потом рост, который вроде бы вселил надежду, но сейчас снова падение. «По отношению к 2019 году мы в минусе, как по трафику, так и по выручке», — говорит Ярошенко. «Падение трафика после введения июльских ограничений мы тоже почувствовали», — добавляет он.