Все статьи

«Сбер» приземляет e-commerce

Опубликовано в Ъ

19 /09 2021

Стремящийся в тройку лидеров в e-commerce к 2023 году «Сбер» начал открывать собственные пункты выдачи заказов (ПВЗ) для маркетплейса «СберМегаМаркет». До конца года в сеть должны войти 400 точек по всей стране. На данном этапе проект вряд ли существенно скажется на доходах «СберМегаМаркета», полагают эксперты, но позволит повысить узнаваемость бренда и наработать опыт к моменту, когда онлайн-ритейл начнет реальную борьбу за покупателей в офлайне.

«СберМегаМаркет» открыл в Москве первые собственные ПВЗ, рассказали “Ъ” в компании. Партнером выступает «Сберлогистика», а управлением сетью займется структура «СберМегаМаркет-Ритейл». До конца 2021 года планируется открыть около 400 точек по стране, в том числе 100 в Москве и Подмосковье. Прежде «СберМегаМаркет» выдавал заказы через отделения Сбербанка, «Почты России», Boxberry, постаматы PickPoint, 5Post и др. В «СберМегаМаркете» поясняют, что собственные ПВЗ нужны для предоставления «более широкого спектра услуг», примерки и частичного выкупа товаров.

«СберМегаМаркет» раньше работал под брендом goods.ru и входил в периметр группы «М.Видео—Эльдорадо». В начале 2021 года Сбербанк выкупил 85% площадки у группы и ее президента Александра Тынкована, которые сохранили миноритарные доли. Всего «Сбер» собирался вложить в «СберМегаМаркет» 30 млрд руб., а к 2023 году войти в тройку лидеров e-commerce. В 2020 году выручка управляющего площадкой ООО «Маркетплейс» выросла почти втрое, до 833,09 млн руб.

У крупнейших игроков рынка онлайн-торговли значительно более широкая сеть ПВЗ. У Wildberries — 7,8 тыс. точек по стране с учетом франшизы. Сеть Ozon насчитывает более 6 тыс. точек, 90% из них — партнерские. Активно строить сеть ПВЗ в этом году начал и «Яндекс.Маркет»: под этим брендом работают 5,4 тыс. точек, включая партнерские пункты. По оценкам гендиректора «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, к 2025 году совокупное число ПВЗ по стране может достичь 100 тыс. точек.

В «СберМегаМаркете» не раскрывают инвестиции в открытие ПВЗ. По оценкам руководителя отдела исследований JLL Владислава Фадеева, в Москве ставка аренды для таких помещений может составлять 15–30 тыс. за 1 кв. м в год. Учитывая стандартную для рынка площадь ПВЗ в 40–50 кв. м, годовая аренда одной точки в столице может обойтись в сумму от 600 тыс. до 1,5 млн руб.

«ПВЗ — наиболее востребованный формат, которым в том числе заполняют неликвидные либо высвободившиеся площади торгцентров, поэтому площади найти сегодня просто»,— говорит аналитик департамента торговой недвижимости Accent Capital Анастасия Костомахина.

Анастасия Костомахина Аналитик департамента торговой недвижимости

По словам замдиректора департамента стрит-ритейла Colliers Валерии Гвоздевой, к таким помещениям нет обязательного требования по расположению на первой линии или в лучших локациях.

Выход «СберМегаМаркета» в офлайн со своими ПВЗ — ожидаемый шаг для компании, который сыграет и на узнаваемость бренда, говорит Михаил Бурмистров. Хотя крупнейшие маркетплейсы уже существенно обходят «СберМегаМаркет» по количеству существующих ПВЗ, площадку пока нельзя назвать запоздавшим игроком, полагает эксперт, приводя в пример темпы, с которыми открываются ПВЗ «Яндекс.Маркета». Партнер Data Insight Борис Овчинников добавляет, что к моменту, когда между лидирующими маркетплейсами развернется реальная конкуренция в офлайне, у «СберМегаМаркета» уже будут налажены процессы. Но пока существенного влияния на доходы площадки сеть из 400 ПВЗ по стране точно не окажет, согласны эксперты.

В «СберМегаМаркете» говорят, что сегодня не рассматривают агентскую модель работы, то есть будут управлять ПВЗ самостоятельно. Как отмечает Михаил Бурмистров, такой подход удивляет, поскольку он куда более затратный, чем модель франшизы, и крупнейшие маркетплейсы фокусируются на расширении именно партнерских сетей. С другой стороны, признает он, нельзя сказать, что e-commerce-проекты Сбербанка стеснены в финансах.

Дмитрий Шестоперов