Все статьи

Прямая речь

Аналитик департамента логистической недвижимости Наталья Зайнуллина

Опубликовано в CRE: Склады и логистика

09 /09 2021

Московский регион остается крупнейшим общероссийским транспортным узлом, в котором сосредоточено около 60% всего качественного складского предложения в России. Ввод ЦКАД дает новый потенциал для развития складского рынка как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Уже сейчас в существующих логистических парках строится и предлагается к строительству в формате built-tosuit более миллиона квадратных метров новых складских площадей, а также анонсируются новые проекты, которые упрочат новый статус ЦКАД как важной логистической артерии Московского региона, в том числе потому, что постепенный ввод ограничений для большегрузного транспорта на МКАД будет способствовать полному переключению потока на трассы А107 и ЦКАД. ЦКАД уже сейчас становится ключевым элементом для логистики. В краткосрочной перспективе произойдет образование ряда распределительных центров, расположенных в непосредственной близости от него, для компаний, делающих ставку на скорость доставки товаров клиентам.

Создание новых индустриальных кластеров и введение налоговых льгот для постройки или аренды склада на территории, расположенной вблизи ЦКАД, также будут стимулировать рост деловой активности. Благодаря вводу ЦКАД большим потенциалом для развития обладает Восточное направление, представленное трассой М7, а в будущем еще и М12, во‑первых, благодаря планам по развитию сообщения с такими странами, как Китай и Казахстан, а во‑вторых, благодаря развитию логистических связей с регионами России.

Северо-восточное направление является довольно многолюдным и привлекательно в аспекте количества рабочей силы. Кроме этого, Северо-Восток еще не так насыщен складскими площадями и имеет некоторый потенциал. В будущем данные регионы будут только расти, что увеличит как внутренний спрос, так и предложение на рынке трудовых ресурсов. В 2020 году многие крупные многоканальные ретейлеры развивали собственную логистику как в Москве, так и на региональных рынках, в то время как присутствующие только онлайн делали упор в основном на Московский регион.

Но в 2021 году, во многом «благодаря» пандемии, ситуация кардинально изменилась: онлайн-ретейл переключил свое развитие на регионы, в то время как компании многоканального ретейла еще находятся в процессе наладки бизнес-процессов и запуска своих новых площадок, работая над скоростью и качеством доставки на региональных рынках. В краткосрочной перспективе тенденция сохранится, и можно прогнозировать в менее логистически развитых регионах ряд крупных сделок с участием лидеров онлайнрынка. В среднесрочной перспективе многоканальные операторы будут действовать на расширение своего присутствия на неохваченных региональных рынках вслед за чистым онлайном.