All articles

Покупателям захотелось праздника

Published on Ъ

11 /03 2021

Ожидание Международного женского дня стимулировало жителей Москвы и Санкт-Петербурга чаще ходить в торгцентры: разрыв Shopping Index (отражает количество посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей) со значениями прошлого года в предпраздничный период сократился. Несмотря на возвращение покупателей, ритейлеры пока пессимистично оценивают будущее. Возросший трафик не позволяет сетям увеличивать продажи. Не внушает оптимизма и стремление владельцев торгцентров повысить ставки в преддверии низкого сезона.

Предпраздничный спрос помог торгцентрам привлечь дополнительных посетителей. Показатель Shopping Index в Москве в период 2–8 марта оказался на 16,1% ниже аналогичного значения прошлого года; в Санкт-Петербурге — на 13,6%. Такие данные приводит Watcom Group. Эти показатели значительно лучше среднего падения по итогам первых девяти недель года, которое оценивается в 24,3% и в 24,9% соответственно. Президент Watcom Group Роман Скороходов связывает позитивную динамику с праздничным настроением россиян и улучшившейся эпидемиологической обстановкой. Президент Baon Илья Ерошенко подтверждает, что посещаемость улучшилась относительно февраля.

В первую неделю марта в Москве сопоставимый трафик был на 20% ниже 2020 года, в Петербурге — на 7%, тогда как в феврале падение было около 25%. Но господин Скороходов предупреждает, что делать выводы по итогам одной недели преждевременно.

Свою роль на рынке начинает играть и эффект снижающейся базы: в марте 2020 года пандемия уже начинала оказывать негативный эффект на рынки торговой недвижимости. Так, в Москве 2–8 марта 2020 года Shopping Index был на 3,2% ниже, чем в 2019 году. В Петербурге год назад тренд пока не чувствовался: аналитики зафиксировали небольшой рост значения. Хотя директор департамента торговой недвижимости JLL Полина Жилкина отмечает, что сейчас в некоторых московских торгцентрах трафик практически вернулся к уровню 2019 года. «Это связано как с сезонным спросом, так и с распродажами»,— отмечает она. Позитивный эффект, по ее мнению, оказывает и новостной фон о вакцинации и снижении заболеваемости COVID-19.

Управляющий партнер «Ванчугов и партнеры» Алексей Ванчугов говорит, что в предпраздничные даты активность покупателей не уступала докризисным значениям. А заместитель гендиректора «Горбушкина двора» Венера Хамидулина настроена более осторожно, отмечая, что трафик объекта перед мартовскими праздниками вырос на 5–10% относительно февраля.

Госпожа Хамидулина добавляет, что в этом году перед 8 марта распродажи оказались менее масштабными, чем до кризиса. Сами ритейлеры пока действительно настроены пессимистично. В OR Group (ранее ГК «Обувь России») и сети «Леонардо» отметили, что предпраздничный трафик в магазинах был заметно хуже, чем в 2019 году. Один из одежных ритейлеров рассказывает, что в последнее время трафик в магазинах действительно вырос, чего нельзя сказать о продажах. Алексей Ванчугов соглашается, что возникший перед 8 марта ажиотаж не смог глобально улучшить ситуацию для ритейлеров. Он связывает это с наличием у сетей неэффективных магазинов и высокими ставками аренды торговых площадей.

Аналитик департамента торговой недвижимости Accent Capital Анастасия Костомахина считает, что на этом фоне многие торгцентры испытывают затруднения с поиском новых арендаторов.

Анастасия Костомахина Аналитик департамента торговой недвижимости

Госпожа Жилкина при этом уверена, что на фоне улучшения посещаемости собственники будут стремиться отказаться от предоставленных ритейлерам скидок. Небольшого роста эксперт ждет уже в ближайшей перспективе. Хотя руководитель отдела разработки концепций торговых центров CBRE Иван Артемов с такими прогнозами пока не торопится: впереди лето — традиционно низкий сезон на рынке торговой недвижимости.